В целенаправленном изучении личности человека обычно выделяют три этапа, различающихся широтой постановки проблем, глубиной их решения и совершенством методического инструментария, - философский, клинический и экспериментальный.
С глубокой древности и вплоть до XIX в. личность изучалась в самом общем виде с позиций всевозможных сторон ее существования. В сферу интересов попадало все: психическое и биологическое, материальное и нравственное. По существу, шел поиск объективных путей и подходов к исследованию личности человека. Этот этап получил название философского.
С началом XIX в. к проблеме подключились специалисты в области психиатрии. В центре внимания оказалась психика больного человека. Рамки исследования личности резко сузились до проблем диагностики и лечения психических недугов. В основу исследований были положены клинические методы. Название этапа - клинический. Клинические исследования внесли значительный вклад в проблему личности, касающейся пограничных психических состояний человека.
Первые годы XX в. характеризуются интенсивным подключением к проблеме личности профессиональных психологов, использующих экспериментальные методы. Экспериментальный этап, базирующийся на статистической обработке результатов наблюдений за психически здоровой личностью. В России началом экспериментальных работ по изучению личности человека в естественных условиях его деятельности был А. Ф. Лазурский. Он один из первых предложил собственную психологическую концепцию индивидуальных различий и классификационную схему личностей. Возможность объективного экспериментального изучения личности доказывал психолог М. Я. Басов.
В Германии экспериментальные исследования способностей («коэффициент интеллекта»), умственных процессов и речи, проведенные В. Штерном, заложили основы дифференциальной психологии. Во Франции основателем экспериментальной психологии стал А. Бине. Интенсивно внедрял математические методы обработки результатов психологических наблюдений американский психолог Р. Кеттелл. Он поставил исследование психики человека на практическую, экспериментальную основу, разработав технологии количественного измерения умственных способностей и индивидуальных различий индивидов. Американский психолог и педагог Э. Торндайк предложил экспериментальный подход к обучению, основанный на изучении взаимосвязей между раздражителем и ответной реакцией и получивший название коннекционизма. Нельзя не отметить вклад американского психолога Дж. Уотсона, основоположника поведенческой концепции (бихевиоризма). Его работы стимулировали внедрение в психологию объективных экспериментальных методов.
В начале 40-х годов XX в. наблюдалось зарождение и последующее развитие целого веера направлений, теорий и подходов к изучению личности. По способу объяснения психической активности и поведенческих актов человека их можно свести, к трем направлениям: социодинамическому, психодинамическому и интеракционистскому. Составляющая «динамический» в названиях указывает на то, что представители этого направления занимаются не только поиском структурных компонентов личности, но и их развитием во времени. Составляющие «социо» и «психо» подчеркивают соответственно решающую роль внешних или внутренних факторов в активности человека. Составляющая «интер» свидетельствует о попытке увязать обе разновидности факторов в единую систему.
Социодинамическое направление рассматривает проблемы личности исключительно с позиций их внешней. Личности здесь отводится пассивная роль объекта, гонимого ветром текущих обстоятельств. Это направление представлено, например, работами Б. Скиннера, А. Бандуры и Д. Роттера, К. Халла. К этому направлению можно отнести и автора «концепции силового поля» как детерминанты поведения личности под влиянием поля социальных сил К. Левина /48,с.154/.
Психодинамическое направление, при изучении человека отдает предпочтение внутренним психическим свойствам, процессам и состояниям его личности. Здесь недооценивается роль внешних воздействий на личность. Это направление представлено в психологии психоаналитической теорией 3. Фрейда и работами его последователей, концепцией «кризиса идентичности» американского психолога Э. Эриксона, концепцией «личностных конструктов» американского психолога Дж. Келли и др.
Интеракционистское направление устремлено к комплексному изучению личности, объединяющему самые различные подходы, теории и концепции. Наиболее известными представителями этого направления являются разработчики концепции самоактуализации личности А. Маслоу, К. Роджерс, инициаторы общепсихологического деятельностного подхода к проблемам личности М. Басов, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, автор концепции внутренней позиции личности Л. Божович.
Все эти направления различаются и по используемому инструментарию (от умозрительного, интроспективного до строгого математико-статистического), и по объекту наблюдения в процессе исследования (внешние поведенческие реакции, черты личности и др.).
Исследовательское поле психологии личности представлено рядом устоявшихся во времени подходов, каждый из которых характеризуется объектом повышенного внимания и специфической научной позиции.
Бихевиористский (поведенческий) подход - фактически ставится под вопрос необходимость понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств. Личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т.е. приобретает навыки поведения в среде, а также определенные рефлексивные реакции. «Я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля - врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником - независимо от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», - писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода Дж. Уотсон /52,с.290/. Он был уверен, что такой тотальный контроль за поведением человека позволит воспитать в нем личность, на которую всегда будет запрос со стороны семьи и общества. Этот подход к исследованию и формированию личности мало чем отличался от стратегии научения животных в виде жесткой дрессировки.
Появлению бихевиоризма способствовали учение И. Павлова об условных рефлексах, законы научения Э. Торндайка, открытие В. Бехтеревым сочетательных рефлексов, отдельные работы представителей функционализма в психологии. Бихевиоризм был продиктован самими социальными условиями: жизнь требовала выхода результатов теоретических исследований в психологии за пороги университетских городков. «Психолог. Принимает круглосуточно» - на эти привлекательные дверные вывески работал прагматический механизм бихевиоризма.
Особенности необихевиористских подходов. Победное шествие «чистого» бихевиоризма в США продолжалось вплоть до 1930 г. Далее в рамках того же бихевиоризма стали появляться различные альтернативные варианты: операциональный и социальный бихевиоризм.
Операциональный бихевиоризм исходил из позиции: в личности подлежат изучению только те процессы, которые можно представить через набор операций, объективно их описывающих. Операционализм в психологии представлен работами Э. Толмена, К. Халла, Б. Скиннера.
По мнению Э. Толмена, личность формируется не по классической форме бихевиоризма «стимул - реакция», а по формуле «стимул - организм - реакция». Составляющая «организм» вводится через так называемые «промежуточные переменные» - ненаблюдаемые, но предполагаемые факторы организма, которые фактически обусловливали то или иное поведение личности. Задача психолога состоит в нахождении их связи, с одной стороны, со стимулами, а с другой - с поведенческой реакцией организма. Толмена считают представителем «целенаправленного бихевиоризма». Он утверждал, что поведение человека «пахнет целью», т.е. всегда направлено на достижение какой-то цели. И хотя это порождало противоречие, он настойчиво повторял, что для его исследований понятия сознания не требуется.
К. Калл рассматривал психику личности человека через призму привития ему определенного набора условных рефлексов. По его мнению, к личности следует относиться как к «самоподдерживающемуся роботу». Он высказывал удивление сходством человеческого организма с умной машиной. Такая механистическая позиция вызвала негодование у представителя гештальт-психологии В. Келера, выступая на одной из научных конференций, эмоционально поклялся «бороться с попытками представить человека в виде автомата, который начинает действовать, когда в него бросают монетку» /52,с.375/.
По мнению Б. Скиннера, любое поведение личности является заученным, т.е. психическая жизнь человека обусловлена единственным всемогущим стимулом - системой подкреплений. Сформулированный им закон подкрепления направлен на развитие оперантного поведения личности. Индивид должен получать подкрепление лишь в том случае, когда он самостоятельно выполнит то, что от него требуется.
Социальный бихевиоризм проявил интерес к когнитивным процессам в поведении человека с человеком. А. Бандура отрицал прямую связь между стимулом и реакцией, включив между ними когнитивные процессы личности. Научение личности может осуществляться не только путем прямых подкреплений, непосредственно направленных на личность. Источниками изучения моделей поведения других людей могут выступать средства массовой информации, литературные герои, повседневные наблюдения на улице и др.
Д. Роттер утверждал, что основным фактором научения человека является социальный опыт наблюдения за взаимодействием других людей.
Гешталът-психологический подход. Психика человека, ее высший уровень способности к отражению - сознание могут быть поняты, если их рассматривать как структурное и неделимое целое (гештальт). Эта исходная позиция представителей гештальт-психологии была вызовом сторонникам структурной психологии (В. Вундт, Э. Титченер), доказывающим возможность расчленения сознания на отдельные элементы с последующим построением из них психических образований любой сложности.