Смекни!
smekni.com

Коррекция внутрисемейных отношений у младших школьников с задержкой психического развития (стр. 3 из 5)

8. Ситуативный – родитель принимает соответствующие решения в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребёнка. Система требований родителя к ребёнку и стратегия воспитания лабильная и гибкая.

9. Зависимый – родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и учёных) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература.

Данные исследований свидетельствуют о том, что у родителей детей всех возрастных групп в большей или меньшей степени присутствуют все стратегии поведения, однако для каждого возраста их выраженность различна. Интересным является факт преобладания во всех возрастах объясняющего стиля воспитания, который достигает своего максимума в младшем школьном возрасте. Выраженность этого стиля резко возрастает к пяти годам.

1.4. Семья, воспитывающая ребенка с ЗПР и внутрисемейные отношения.

В качестве основного фактора формирования ЗПР в отечественной психологической литературе (М.И. Буянов, К.С. Лебединская) рассматривается семейный фактор, по существу совмещающий биологические и психологические детерминанты. Так, значительная часть детей с ЗПР воспитывается родителями, имеющими определенные умственные нарушения. Кроме того, отношения в таких семьях характеризуются высокой конфликтностью, эмоциональной нестабильностью, анархичностью воспитания. В таких семьях не исключается риск ранней алкоголизации детей. В условиях злоупотребления алкоголя одним или обоими родителями у ребенка не только возникает ЗПР, но и ускоряется данный процесс. В целом А.И. Захарова определяет следующие особенности родителей детей с ЗПР:

1. сензитивность[4] как повышенная эмоциональная ранимость;

2. склонность фиксироваться на травмирующих переживаниях, относить к себе любое неприятное событие;

3. неуверенность в себе;

4. тревожность – непереносимость ожидания, неизвестности;

5. внутренняя конфликтность – противоречивость чувств и желаний;

6. моральный дискомфорт, психическая напряженность, проблемы самоконтроля;

7. эгоцентризм – сосредоточенность на своих переживаниях;

8. негибкость в поведении;

9. гиперсоциалность;

10. проблемы социально – психологической адаптации.

Условно можно выделить три варианта влияния семьи на формирование личности ребенка: фиксация путем подражания; закрепление негативных реакций; культивирование реакций ребенка.

Неправильное воспитание с точки зрения семейной педагогики следует рассматривать как условие, при котором возникают изменения и нарушения в психическом развитии, подготавливающие «психологическую почву» для задержанного развития. В литературе встречается понятие динамического семейного диагноза, под которым подразумевается определение типа семейной дезорганизации и неправильного воспитания, установление причинно – следственной связи между психологическим климатом в семье и аномалиями формирования личности у подростков. Особенно тягостные последствия наблюдаются в развитии детей с задержкой развития при сочетании психогенных, социально-психологических, депривационных влияний. Картина ЗПР значительно усложняется и может приобретать необратимый характер при сочетании микросоциальной запущенности с легкими проявлениями нарушения психического здоровья.

Глава 2. Практическое изучение взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития.

2.1. Методы, цели, задачи и содержание исследования.

Для исследования родительского отношения к ребенку с ЗПР применялась методика диагностики родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина. Для изучения материнского восприятия ребенка и реакции на его поведение использовался опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской. Диагностика проводилась на основе изучения социально-личностных особенностей детей и их родителей, для чего использовались разнообразные методы и приемы:

– наблюдения;

– беседа с родителями;

– тестирование, сбор анкетных данных, опросники;

– проективные рисуночные тесты и др.

1. Наблюдение:

а) за поведением ребёнка в привычной и новой обстановке, в ситуации ожидания психолого-педагогического обследования, при этом фиксировались:

формы и средства общения со взрослыми и детьми;

поведение в привычной и незнакомой обстановке;

использование предметов/игрушек и способы владения ими;

б) за поведением ребёнка в ходе самого процесса психолого-педагогического обследования, в процессе наблюдения отмечались:

средства и формы общения с незнакомым взрослым;

способы усвоения общественного опыта;

сформированность у ребёнка представлений о себе и т.д.;

использование предложенных в игре предметов;

уровень развития восприятия.

2. В ходе бесед с родителями выяснялись:

– формы и средства общения ребёнка с близким взрослым;

– представления ребёнка об окружающих людях;

– желания ребёнка устанавливать контакты со взрослыми, со сверстниками;

– особенности поведения и эмоционально-волевой сферы;

– особенности характера ребёнка;

– проблемы в семье, связанные с воспитанием ребёнка;

– методы воспитания в семье;

– условия воспитания, созданные для ребёнка;

– желание и готовность родителей участвовать в воспитании ребёнка совместно со специалистом.

3. Анкетирование родителей позволило зафиксировать следующие сведения:

– о социально-значимых умениях и навыках, сформированных у ребёнка;

– об организации родителями игрового и рабочего пространства для ребёнка в семье;

– об ориентировке ребёнка (выполнение простых действий, связанных с поиском «нужных» вещей: принести учебник, достать чашку, поставить стул и т.д.);

– о поведении ребёнка в различных жизненных ситуациях.

4. Графический тест (кинетический рисунок семьи Р. Бернса, С. Кауфмана) дал возможность выявить восприятие ребёнком значимости членов семьи, восприятие им своего места в семье, его отношения к ней в целом и отдельным её членам. Данный рисуночный тест был направлен на выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка.

Предлагалась следующая инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». При этом не объяснялось значение слова «семья», так как это могло исказить суть исследования. Используемые материалы: лист белой бумаги (А4), набор цветных карандашей, ластик. После того, как ребёнок закончил рисунок, ему задавались в форме беседы следующие вопросы: «Скажи, кто тут нарисован? Где они находятся? Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал? Им весело или скучно, почему?» и т.д. Затем анализировались результаты графического тестирования, при этом учитывались следующие показатели:

– полнота изображённой семьи в соотношении с реальным составом семьи ребёнка;

– взаиморасположение членов семьи и всего рисунка на листе бумаги;

– особенности изображения отдельных членов семьи («рисунок человека»).

Анализ рисунков детей позволил выявить особенности внутрисемейных отношений.

Рис.1 – проявляются конфликтные отношения: ярко выражена фигура отца – эмоциональная нагрузка, проявляемая в рисунке, показывает степень значимости отца, а собственное изображение резко уменьшено в размерах и находится в стороне, что свидетельствует о напряженных взаимоотношениях, недостаточности общения с родителем. Данные признаки предполагают наличие агрессии, астении, таким образом, нарушение эмоциональных контактов может отчасти объясняться индивидуально-психологическими особенностями взаимоотношения родителя (отца) и ребёнка. Однако они, безусловно, обострены напряжённым отношением к отцу и общим неблагоприятным самоощущением ребёнка в данной семье.

Цель исследования – создание модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса, формирования в их сознании положительных установок.

Объект исследования – специфика детско-родительских отношений при задержке психического развития ребенка.

Предмет исследования – оптимизация межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР.

Выдвинутые гипотезы:

– детская патология негативно влияет на материнские установки, ограничивает способность матери эффективно общаться с ребёнком и приводит к искажённому восприятию ребёнка;

– степень нарушения материнского отношения зависит от тяжести патологии ребёнка;

– возможна коррекция материнского отношения к детям с задержкой психического развития посредством организации индивидуальной и групповой работы, направленной на социальную поддержку и улучшение эмоционального состояния матерей, обучения их способам эффективного общения с аномальным ребёнком, вовлечение матерей в программы развития детей.

Для изучения условий воспитания, обучения и развития детей с ЗПР был выполнен анализ социальных факторов данных семей, который отражал такие показатели, как образовательный уровень родителей, культурный уровень семьи, материальная обеспеченность, жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.

Семьи соответствовали уровню «удовлетворительные». Здесь лишь удовлетворительными были жилищные условия (съемные квартиры), культурный уровень и особенности отношений в семье. Оценкой «неудовлетворительно» были отмечены негативные факторы - неблагоприятный психологический климат в семье и вредные привычки у родителей (курение, злоупотребление алкоголем, одного из родителей - отца).

Плохая информированность матерей о причинах задержки психического развития своего ребёнка, неверие и несвоевременное обращение к специалистам, что приводит к запаздыванию в оказании комплексной помощи детям, – все это выявлялось в ходе структурированной беседы. В нашем случае беседа показала, что матери относились к будущему ребенка пессимистически, это свидетельствуют, что матери детей с ЗПР менее склонны устанавливать с детьми оптимальный эмоциональный контакт по сравнению с матерями нормально развивающихся детей.