Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.
Если за основу классификации взять такой признак как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы [3]:
1 Стихийная толпа.
Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.
2 Ведомая толпа.
Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе её лидером.
3 Организованная толпа.
Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, в формирование. Даже отделение солдат, пока в нём есть командир, уже не толпа.
Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько её типов и подтипов:
4 Окказиональная толпа.
Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и так далее).
5 Конвенциональная толпа.
Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.
6 Экспрессивная толпа.
Формируется, как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.).
7 Экстатическая толпа.
Представляют собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного, ритмически нарастающего «заражения» (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок концерты и т.д.).
8 Действующая толпа.
Формируется как конвенциальная, осуществляет действие относительно конкретного объекта.
Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды [5]:
1. Агрессивная толпа.
Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.д.
2. Паническая толпа.
Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.
3. Стяжательская толпа.
Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется чаще всего властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в транспорте, ажиотажный расхват продуктов в магазинах, разгром продовольственных складов, осаждение учреждений (например банков), в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.д.).
4. Повстанческая толпа.
Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в неё организующего начала способно возвысить стихийное массовое вступление до сознательного акта политической борьбы.
Г. Лебон различает виды толпы по признаку гомогенности [4]:
Разнородная
Анонимная (уличная например)
Персонифицированная (парламентское собрание)
Однородная
Секты
Касты
Классы
Следует сказать о том, что современные представления на типологию толпы несколько отличаются от взгляда Г. Лебона. Об организационной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного собрание людей типа производственного совещания, парламентского людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда (Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа»), которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп.
Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах. Их анализ приведен в табл.2.
Таблица 2
Сферы проявления и психологические особенности толпы
№ п/п | Сфера | Составляющие | Характеристика |
1 | Когнитивная | В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные странности своей психологии:1. Неспособность к осознанию2. Особенности выражения3. Особенности мышления | 1. Важными психологическими характеристиками толпы являются её бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов – частице толпы – утопает в однообразном, и берут верх бессознательные качества.2. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывает простым и ясным. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение топы, а то, как они представляются её. 3. Толпа мыслит образами, и вызванный в её воображении образ, в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективного от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в её уме и зачастую имеющие лишь очень отдалённую связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Некоторые особенности мышления толпы:1. Категоричность2. Консерватизм3. Внушаемость |
2 | Эмоционально-волевая сфера | 1. Эмоциональность2. Высокая чувственность3. Экстремизм4. Мотивация5. Безответственность | 1. В толпе имеет место такое социально-психологическое явления, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе не просто соседствуют друг с другом. Они «заражают» окружающих и сами «заражаются» от них. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определённые психологические условия поведения личности в толпе.2. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.3. Силы толпы направлены лишь на разрушение. У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» - «мы» безупречны, во всём виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа считается только с силой, и доброта её мало трогает, для толпы доброта – одна из форм слабости.4. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они всё же продолжаются недолго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.5. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными. |
3 | Темпераментальная сфера | 1. Физическая активность2. Диффузность | 1. Стремление немедленно превратить в действия внушённые идеи – характерный признак толпы.2. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу весьма разнообразны – этим объясняется её чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно рождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно. |
4 | Моральная сфера | 1. Моральность2. Религиозность | 1. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и т.д.2. Все убеждения толпа имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству. Толпа нуждается в религии, так как все верования удваиваются ею лишь в том случае, если они обличены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верование толпы почти всегда имеют религиозную форму. |
Какие черты могут охарактеризовать человека в толпе, раскрывает Р.И. Мокшанцев в одной из серии работ «Высшее образование».
Анонимность.
Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе - это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным.
Инстинктивность.
В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критики, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.
Состояние единения.
В толпе человек чувствует силу ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать то, чего они никогда бы не сделали при иных обстоятельствах. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе.