Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.
22. Основные свойства перцептивных образов.
Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, по и общими для всех видов ощущении. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.
Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.
Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый .патентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых — 370 мс, а для вкусовых — всего 50 мс.
23. Теории восприятия.
24. Научение в восприятии.
При том, что научение взаимосвязано с мотивацией и личностью, оно может играть особо значимую роль в формировании стереотипа восприятия. Научение воздействует на имеющийся стереотип восприятия, формируя ожидание воспринять явление в определенном ключе. Проще говоря, люди видят и слышат то, что они ожидают увидеть и услышать.
Рисунок молодой женщины/старухи можно найти во многих начальных курсах психологии. Что воспринимается на этом рисунке? Если на нем усматривается молодая женщина, то наблюдающий относится примерно к 60% людей, впервые видящим этот рисунок. С другой стороны, если на рисунке усматривается старая женщина, то мнение наблюдающего совпадает с мнением 40% тех, кто видит изображение впервые.
Помимо этого примера "старой – молодой женщины" имеется целая коллекция разнообразных популярных оптических иллюзий, которые убедительно демонстрируют воздействие обучения на восприятие. Иллюзию можно рассматривать как форму восприятия, которая коренным образом искажает реальность.
Стереотипы восприятия на рабочем месте. Стереотип восприятия имеет много прямых последствий для поведения в рамках организации. В этих рамках некоторые работники привыкли воспринимать окружающий их мир через общие очки, стереотипизированно.
В большинстве случаев, однако, научение приводит к значительным индивидуальным различиям. Примером разных подходов может быть случай с низкими показателями производственного отдела некоего предприятия. Инженер видит решение этой проблемы в улучшении конструкции станка. Менеджер по кадрам усматривает необходимость в дополнительной подготовке персонала и улучшении материального стимулирования. Начальник отдела считает, что решение вопроса следует искать в повышении эффективности организационной деятельности, планировании и контроле. Со своей стороны, рабочие могут воспринимать низкую производительность не без удовольствия, поскольку видят в этом возможность как бы "отомстить" своему начальнику, которого недолюбливают.
25. Проблема врожденного в восприятии.
26. Проблема приобретенного в восприятии.
27. Восприятие и деятельность.
Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие предмета предполагает поэтому со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие поэтому, как уже указывалось, предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного аппарата. Если координированное, направленное на предмет действие, с одной стороны, предполагает восприятие предмета, то в свою очередь и восприятие как осознание противостоящих субъекту предметов объективной действительности предполагает возможность не только автоматически реагировать на сенсорный раздражитель, но и оперировать предметами в координированных действиях. В частности, восприятие пространственного расположения вещей совершенно очевидно формируется в процессе реального двигательного овладения пространством - сначала посредством хватательных движений, а затем передвижения. Эта связь с действием, с конкретной деятельностью определяет весь путь исторического развития восприятия у человека. Специфический аспект, в котором люди воспринимают предметы окружающей их действительности, преимущественное выделение в ней одних сторон перед другими и т.п. , несомненно, существенно обусловлен потребностями действия. В частности, развитие высших специфически человеческих форм восприятия неразрывно связано со всем историческим развитием культуры, в том числе и искусства - живописи, музыки и т. п.
В специфических видах деятельности, например деятельности художника, эта связь восприятия с деятельностью выступает особенно отчетливо. Процесс восприятия действительности художником и процесс изображения воспринятого невозможно оторвать друг от друга; не только творчество обусловлено его восприятием, но и само восприятие в известной мере обусловлено изображением художественно воспринятого им; оно подчинено условиям изображения и преобразовано в соответствии с ними. Процесс художественного изображения и процесс художественного восприятия образуют взаимодействующее единство. В отношении художественного восприятия полную силу приобретает аналогия между соотношением восприятия и его изображением в рисунке, в живописи, с одной стороны, и между мышлением и его выражением в речи - с другой. Как речь, в которой мышление формируется, в свою очередь участвует в его формировании, так и художественное изображение воспринятого не только выражает, но и формирует восприятие художника. Оно вместе с тем воспитывает и, значит, формирует восприятие людей, которые на художественных произведениях учатся по - настоящему воспринимать мир.
Восприятие не только связано с действием, с деятельностью - и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. В восприятии чувственные качества как бы извлекаются из предмета - для того, чтобы тотчас же быть отнесенными к нему. Восприятие - это форма познания действительности.
28. Психофизика ощущений.
Центральный вопрос психофизики — основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Э.Г. Вебер и Г. Фехнер.
Основной вопрос психофизики — вопрос о порогах. Существуют абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.
Установлено, что не всякий раздражитель вызывает ощущение; он может быть настолько слабым, что человек его даже не почувствует. Чтобы вызвать ощущение, раздражителю нужна минимальная интенсивность. Такая минимальная интенсивность названа нижним абсолютным порогом.
Чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу:
Е=1/y, где Е — чувствительность, у — пороговая величина раздражителя.
Верхний абсолютный порог — максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.
Для различных видов ощущений пороги различны, также они различны и для различных людей. У одного и того же человека пороги ощущения также различны в разных условиях и разное время.