Смекни!
smekni.com

Общая характеристика психологии как науки (стр. 3 из 40)

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии. Мы рассмотрим только краткую характеристику таких психических явлений.

Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективе имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание — это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».


4. Понятие объекта науки.

Объектом исследования какой-либо науки выступает определенный фрагмент реальности, на который направлены исследовательские действия данной науки. Предметом исследования является какая-либо часть (сторона, проявление) объекта. Предмет указывает на аспект изучения данного объекта (взгляд на него с определенной точки зрения), определяет специфику науки. Как говорят методологи науки, «объект познания — это форма данности объективной реальности субъекту» познания, а «предмет научного познания — это форма данности познаваемого объекта познающему субъекту».

В определении объекта психологии мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.

В психологии в самом общем плане объектом исследования выступают носители психики: человек и животные. Понятно, что человек является главным объектом психологической науки, на что иногда указывается в обобщающих теоретических трудах. Но в силу того, что любой человек входит в состав различных групп людей (от семьи и дружеского коллектива до человеческого общества в целом), то в качестве объекта изучения выступают также и различные социальные образования (группы, коллективы, общество). Поскольку изучить психику человека во всей ее полноте невозможно вне ее эволюции, то объектом исследования являются также животные, и соответственно, их психика входит составной частью в предмет психологии. Тогда уточненное определение будет выглядеть следующим образом. Объектами исследования психологии являются человек, различные социальные группы людей, животные и их сообщества.

Психика человека - сложный объект, знания о котором накапливались в течение тысячелетий. Она обладает рядом специфических особенностей, выделяющих ее среди явлений реального мира и затрудняющих ее изучение и целостное описание. К таким особенностям можно отнести: 1) полифункциональность и полиструктурность психики, «пересечение» функций и структур, трудность определения структур, реализующих конкретную функцию; 2) большую подвижность, изменчивость «вектора» сознания; 3) распределенность в пространстве и размытость границ психических явлений; 4) недоступность для непосредственного наблюдения внутренних процессов и механизмов психических явлений; 5) высокую адаптивность психики. Наряду с этим недостаточно разработаны и средства описания объектов с такими особенностями.

Почти все целостные объекты психологии - это объекты, непосредственно не наблюдаемые (образ, мысль, сознание, личность и др.). Исключение составляют лишь акты деятельности (их внешнее проявление). Другая особенность объектов указанной науки заключается в том, что большинство из них не обладает отчетливыми пространственными признаками и нельзя построить их описание на основе пространственной структуры, как это возможно, например, в случае солнечной системы или сомы человека. Поэтому в психологии мы имеем дело главным образом с концептуальными отображениями целостных реальностей. Такие отображения формируются либо путем интеграции ранее накопленных частных знаний об объекте, либо путем прогрессивной дифференциации ранее не расчлененных представлений с последующим синтезом. Объектами целостного исследования являются как се компоненты психики (психические реакции, процессы, функции, состояния, свойства), так и психика в целом, личность.

Как целостные образования изучаются группы и коллективы, системы людей и автоматов и т. д.


5. Понятие души как предмет исследования.

Во все времена предметом психологии была душа человека. В разное время в это понятие вкладывался разный смысл. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, т.е. душа — основа мира, из которой состоит все живое. Главная задача души — придание телу активности, так как, по представлениям ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа.

Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. В частности, Демокрит считал, что душа – частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески – «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.

Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По его мнению, она состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других – разум, у третьих – мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи – воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» – вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону – лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала).

Аристотель – автор первой известной работы по психологии – «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях как образах предметов, действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).

В эпоху Средневековья душа стала предметом богословия. Поэтому в область исследования входило изучение видов активности тела и всего чувственного познания мира. Волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.

Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа – бессмертной. Христианская церковь подчеркивала противоречие «Божественной души» и «греховного тела», что провоцировало развитие психосоматических заболеваний.

В Новое время психология стремилась стать объективной, рациональной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому предметом психологии становится сознание. Это привело к тому, что уже к XVIII в. предметом психологии стало изучение познавательных процессов. Но поведение человека, эмоциональные процессы, личность не вошли в этот предмет.

Благодаря развитию биологии, а также теории эволюции Чарльза Дарвина, работам Герберта Спенсера и других исследователей психология отошла от философии, соединив себя с естественными дисциплинами. Теперь, кроме познавательных процессов, в предмет психологии входят и поведение, и эмоциональные процессы.


6. Переход к изучению сознания.

К вопросам исследования сознания обращались психологи в конце прошлого века.

Как же такое исследование проводить? Прежде всего, считали они, нужно описать свойства сознания.