Выводы
На первое место в системе психических функций в дошкольном возрасте выходит память. Появляется возможность мышления в представлениях, освобожденного от связанности наглядной ситуацией. Возникает абрис мировоззрения – схематическая картина мира, природы и общества. Ребенок стремиться объяснить и упорядочить окружающий мир и воображение.
Новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой всех новообразований в личности ребенка. Дошкольное детство – прежде всего период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных механизмов поведения.
На протяжении дошкольного детства происходит развитие мотивационно-потребностной сферы. В начале дошкольного детства мотивы имеют характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. Регуляторами поведения ребенка на рубеже раннего и дошкольного возраста выступают «можно» и «нельзя», «хорошо» или «плохо» взрослого.
К концу дошкольного детства обнаруживаются самые разнообразные виды мотивов: игровые мотивы; мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых; мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми; познавательные, соревновательные, общественные, нравственные мотивы; мотивы самолюбия и самоутверждения. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться. Появляется возможность исполнения обещания.
Деятельность в дошкольном возрасте побуждается и направляется уже не отдельными, не связанными между собой мотивами, а их системой. Возникают первичные этические инстанции – происходит усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми. Потребность быть признанным способствует позитивному личностному развитию. Однако реализация одной и той же потребности может привести и к негативным образованиям – лжи, зависти, хвастовству, а при неправильном, систематически неодобрительном отношении взрослого – и к «комплексу неполноценности», заниженной самооценке ребенка.
К концу дошкольного возраста впервые наблюдается феномен «горькой конфеты» (А.Н. Леонтьев).
Произвольность поведения также связана с подчинением поступков ориентирующему образцу. Умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, опирающееся на воображение, становится основой многих конкретных умений и навыков, в частности школьно-учебных. Непосредственное, импульсивное поведение перерастает в опосредованное определенными внутренними нормами и правилами.
К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, в содержание которой входят оценка собственных умений выполнять практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в подчинении правилам, принятым в данной социальной группе.
Складывается тенденция к осуществлению деятельности неигрового характера. Эта тенденция в современных исторических условиях выражается в желании стать школьником, учиться, т.е. выполнять деятельность общественно значимую и оцениваемую. (13)
Глава 2
Эмпирическое исследование применения методов арт-терапии в работе с детьми 4-7 лет
2.1 Проблема исследования
Рисунки как вид творчества являются преломлением в сознании ребенка окружающей его действительности. У дошкольников отражение реальности скорее символично, чем натуралистично, так как они изображают предметы и людей в соответствии со своими возрастными представлениями. Практическая ценность рисования состоит в предоставлении ребенку дополнительных возможностей для невербального выражения идей. В качестве особого языка познания рисование выступает как своеобразный вид коммуникации ребенка с окружающей его социальной действительностью. Рисование как творческий акт позволяет ребенку лучше отреагировать фантазии и переживания, безболезненно соприкоснуться с волшебным миром сказок и преданий, развить свои творческие потенции. В изучаемых семьях родители нередко считают игру и рисование несерьезными занятиями, односторонне заменяя их вербальным научением. Поэтому рисунки, сделанные детьми во время занятий, помогают им увидеть творческие возможности ребенка и оценить его спонтанную созидательную активность. Рисование — не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития самостоятельности. Рисуя, ребенок может остаться один на один со своими мыслями и лучше разобраться в своих переживаниях. (4)
Сейчас подчеркивается полезность рисунка в процессе познания пациента. Интерес к этой технике появляется в момент, когда диагносты ничего не могут сделать из-за малой пользы, которую дают тесты, цель которых подкреплять психометрические процедуры, необходимые для понимания сложных и часто необычайно утонченных проблем, с какими нам приходится встречаться в повседневной практике. Однако независимо от вышеизложенного факта многие психологи верят, что рисунок – это неповторимая, личностная экспрессия внутреннего опыта, и что его умело использовать, то он даст ценную информацию не только с точки зрения диагностики, но и с терапевтической точки зрения. (5)
Целью исследование является отработка навыка применения методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Для этого решались следующие задачи:
1. используя методику «Нарисуй человека» установить контакт с ребенком психологический контакт
2. провести методики «Человек под дождем», «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное» с последующей интерпретацией
3. проанализировать полученный опыт работы с детьми
Процедура проведения исследования
В исследовании приняло участие 3 детей дошкольного возраста
· Девочка 6 лет 8 месяцев, идет в 1 класс
· Мальчик 4 года 9 месяцев, ходит в детский сад
· Мальчик 6 лет 11 месяцев, идет в первый класс
Для эмпирического исследования были отобраны следующие хорошо известные и зарекомендовавшие себя методики:
· «Нарисуй человека»
· «Человек под дождем»
· «Дом-Дерево-Человек»
· «Несуществующее животное»
«Нарисуй человека». Тест был создан Карен Маховер на основе раннего опыта интеллектуальных способностей ребенка при использовании техники Гуденау. Уже ранее в поисках значительных диагностических указаний использовали многочисленные средства и художественные техники, однако больше всего внимания посвящали рисунку человека, который считался формой изучения динамики личности. Существовало убеждение, что черты нарисованного персонажа отражают самого автора. Были выдвинуты гипотезы, что такой рисунок можно принимать, как бессознательную проекцию того, как данный человек воспринимает себя.
«Человек под дождем». Интересной версией теста «Нарисуй человека», является задание «Нарисуй человека под дождем». Это простая модификация основной инструкции дает необыкновенно богатый материал. Создатели этой техники (вероятно, Арнольд Абрамс или Абрахам Эмчин) пытались обработать процедуру, приоткрывавшую взгляд на человека, находящегося под действием символического стрессогенного фактора, в этом случае – дождя. Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она также позволяет осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. (5)
«Дом-Дерево-Человек». Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 году. Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты. По мнению Дж. Бука, по рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д.
Рисунок дома всегда отражает вопросы, связанные с семьей обследуемого, испытанную им в этой среде интерперсональную динамику.
Рисунок дерева связан с жизненной ролью рисующего и его способностями принимать награды от окружения. Считается, что рисунок дерева дает особо богатый материал о «содержании жизни», т.е. открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого. Дерево, по всей видимости, показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему «Я», которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне. Кроме того, на дерево легче, чем на дом, проецировать негативные чувства к самому себе; одновременно оно пробуждает меньше непосредственных ассоциаций, чем рисунок человека.
Можно допустить, что рисунок человека возбуждает сознательные чувства, касающиеся образа собственного тела и образа «Я» как с физической точки зрения, так и с психологической. Терапевты считают, что рисунок человека стимулирует также эмоции, связанные с интерперсональными отношениями, а также чувства, направленные к идеальному «Я». (5, 6)
«Несуществующее животное». Методика, разработанная М.З.Дункаревич. Тест построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояние моторики (в частности, моторики рисующей руки). Согласно учению Павлова, «всякая мысль заканчивается движением». Как известно, тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, притягивание к себе, наклон, выпрямление, подымание, падение и т. д. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, то есть возникшую тенденцию. Пространство в свою очередь связано с эмоциональной окраской переживаний. (6)