Эти общие .положения Э. Фромма о причинах психических расстройств можно проиллюстрировать на материале нескольких конкретных случаев, описанных и проанализированных им.
Случай. "Молодой 24-летний человек, придя на прием к психоаналитику, сообщил, что с тех пор, как два года назад он окончил колледж, он чувствует себя несчастным. Работает он в фирме отца, но работа не доставляет ему никакого удовольствия. У него постоянно плохое настроение, он часто ссорится с отцом, ему очень трудно принимать даже самые незначительные решения. По его словам, все это началось за несколько месяцев до окончания колледжа. Он очень увлекался физикой, причем его преподаватель считал, что у него замечательные способности к теоретической физике, и юноша хотел поступить в аспирантуру и стать ученым. Его отец, преуспевающий бизнесмен, владелец крупной фабрики, настаивал на том, чтобы сын занялся бизнесом, снял бремя с его плеч и в конце концов стал его преемником. Отец аргументировал это тем, что у него нет других детей, что он создал фирму своими собственными руками, что врач рекомендует ему меньше работать и что сын был бы неблагодарным, если бы при таких обстоятельствах отказался выполнить волю отца. Результатом отцовских просьб, увещеваний и напоминаний о чувстве долга было согласие сына. Он начал работать в фирме. После этого начались описанные выше осложнения"
Проблема "нормального" и "аномального" в психике человека
Одной из общепринятых точек зрения, согласно которой считается, что важнейшей причиной объединения людей в различные сообщества является признание целесообразности единства в трудовой активности. Но если это мнение принять как аксиому и считать единственно верным, то ряд социальных процессов в современных сообществах понять просто невозможно. Это особенно касается развития человеческой деструктивности, снижения уровня жизни, уменьшение производительности труда и вообще "развал" промышленного и сельскохозяйственного производства, как это произошло в странах постсоветского пространства в 1990-х гг. По-видимому, в социальности человека имеется и ряд других предпосылок, в частности и нарушения его здоровья, в том числе и психологического.
В специальной литературе довольно широко и активно обсуждается проблема о социальном индуцировании специфических нарушений психологического здоровья. Один из первых указал на это З. Фрейд. Он развивал мысль о том, что общество уже само по себе делает человека невротиком, так как в любой цивилизации возникают внутренние конфликты между потребностями (заложенными в структуре Ид) и социальным контролем за их проявлением (Супер-Эго). На создаваемую обществом невротичность его членов посвящены работы его учеников и последователей, прежде всего - К. Хорни, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, которые работали с людьми разных возрастов, культур и цивилизаций. Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации, до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов. Более того, эта мысль характерна и для многих направлений современных психологии и отчетливо представлена так же и в гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу. К. Лестер, исследуя процессы социализации человека в тоталитарных обществах, показал, что обладая опытом социальной жизни в таком общежитии, индивид обычно вынужден отказываться отчасти своего Я путем принятия и выполнения социальных ролей. Но, по его мнению, наибольшую невротизацию создает несоответствие представлений индивида о своем реальном и идеальном Я, формируемое социумом, указывая, как правило, на несовершенство первого. Это выражается в формах вины, тревоги, личностной деструкции и др. Нередко социум (в лице школы, семьи) предъявляет ребенку заведомо непосильные для него требования, которым невозможно соответствовать, что также приводит к возникновению внутреннего напряжения, дискомфорта, обиды, вины. Выделяются целые комплексы социально-одобряемого и социально-неодобряемого поведения. В указанных выше исследованиях показана возможность более легкого манипулирования массовым и персональным сознанием невротического человека, т.к. отмечается его психологическая зависимость от окружающих, влияющая на особенности психологического здоровья.
Заключение
Жизненная позиция нормальной личности по содержанию соответствует объективным условиям человеческой жизни. Она является позицией разумного компромисса, признающей необходимость одновременной реализации в жизни человека ее противоположных требований в качестве именно жизненной необходимости. Позиция нормальной личности формируется в процессе самопознания человека и является результатом его разумного самоопределения, т.е. человек сам, без какого-либо постороннего гетерономного вмешательства, определяет свою жизненную позицию на основе собственного жизненного опыта и разума.
Жизненная позиция аномальной личности по своему содержанию является односторонней, так как субъективно отрицает объективную конфликтность условий человеческой жизни, признавая ценным реализацию только одного из противоположных ее требований, игнорируя другое, тем самым ориентируя человека на бесконфликтный и безальтернативный способ жизни. По мнению большинства авторов, позиция аномальной личности формируется помимо собственной воли человека, она навязывается и внедряется в его личность гетерономными (внешними по отношению к нему) силами, на иррациональной основе, т.е. без участия его собственного опыта и разума.
Таким образом, специфика типов индивидуальности нормальной и аномальной личности во всех рассмотренных теориях определяется триадой базовых черт, характеризующих ее жизненную позицию
Список используемой литературы:
1.Немов Р. С. Общая психология: Учебник для вузов. М.: Юнити, 2004.
2.Капустин «Теории личности».
3.http://revolutionpsychology/00103004_0.html
4.http://www.psy-files.ru/bibl/referat/376-faktory-formirovanija-lichnosti..html
5.http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1613