Смекни!
smekni.com

Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе (стр. 3 из 9)

Цель психологической службы – обеспечить максимально полное использование достижений психологической науки и практики для повышения эффективности процесса исполнения уголовных наказаний. Деятельность сотрудников данной службы позволяет оказать психологическую помощь нуждающимся, осуществлять психологическую коррекцию и развитие личности. В этой связи можно утверждать, что психологическая служба выполняет особую миссию – повышение профессиональной культуры исполнения наказаний, интеллектуализацию и гуманизацию уголовно-исполнительной системы.

Поскольку исполняют наказание сотрудники, а отбывают его осужденные, то объектом изучения и воздействия психологов являются как первые, так и вторые. Следовательно, психологическая служба УИС имеет два направления деятельности: психологическое обеспечение работы с персоналом и психологическое обеспечение работы с осужденными.

Психологическая служба, как и другие подразделения, функционирует вчетких рамках правового поля, ибо деятельность пенитенциарного психолога связана с правами человека, его интересами, конфиденциальной информацией. Введение должности специалиста-психолога рекомендовано Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955 г. статья 49 (1)). Основные направления и порядок работы пенитенциарных психологов за рубежом регламентированы как в федеральных законах, так и ведомственных нормативных актах[9]. Среди стран СНГ порядок функционирования психологической службы регламентирован в уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь. В уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации длительное время новеллы о статусе психологов в исправительных учреждениях не были закреплены. В статьях 8, 9, 110 уголовно-исполнительного кодекса отмечалась лишь важность реализации принципа индивидуализации исполнения наказания, необходимости изучения личности осужденных и использования в воспитательной работе психолого-педагогических методов. Только в Федеральном законе от 8 декабря 2003 года № 161 предусмотрено право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. В Законе также отмечается: «Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия» (См.: УИК РФ, статья 12, пункт 61).

Деятельность психологической службы имеет и этические аспекты. Главной профессиональной ценностью для психолога выступает личность, ее уникальность, способность к саморазвитию. Практический психолог, как и врач, не вправе отказать осужденному в психологической помощи исходя из тяжести совершенного преступления по политическим, идеологическим, религиозным, национальным, а также каким-либо иным мотивам. Психолог несет личную ответственность за объективность и достоверность выводов по результатам проводимых им исследований и диагностических процедур, за качество составленных характеристик, выданных рекомендаций, а также сохранность конфиденциальной психологической информации. Сведения, полученные психологом в ходе его профессиональной деятельности, не должны использоваться им для достижения каких-либо личных целей, а также в частных интересах других лиц. Психолог вправе отказаться от выполнения поручений, которые не соответствуют возможностям науки, либо могут отрицательно сказаться на психическом здоровье клиента и морально-психологическом климате коллектива. Учитывая важность морально-этических аспектов деятельности психологической службы в правоохранительных органах, в том числе в УИС, профессиональная этика психолога регламентирована ведомственными приказами.

Как скелет живого существа определяет его форму, особенности движения, так и организационная структуразадает целостность психологической службы, ее место в организации и ведомстве.

Рассмотрим организационную структуру психологической службы на всех уровнях управленческой пирамиды: на исполнительском (исправительные учреждения, тюрьмы, следственные изоляторы), на уровне аппарата управления территориальных органов (ГУИН, УИН, УЛИУ), на уровне федеральных округов и на уровне ГУИН Минюста России (см. приложение 3).

Основная работа психологов выполняется на исполнительском или низовом уровне: в следственных изоляторах, тюрьмах, исправительных учреждениях. Естественно, что эффективность функционирования психологической службы зависит от численности психологов в этих подразделениях и уровня их квалификации. В настоящее время на низовом уровне работает большинство психологов (87 % от общей численности). Качественные характеристики представлены в приложениях 4-8.

В соответствии с существующей нормативной базой, в данных подразделениях создаются психологические лаборатории, в штаты которых входят: начальник лаборатории, предельное звание – майор внутренней службы; старший психолог – капитан внутренней службы; психолог – старший лейтенант внутренней службы. При определении численности сотрудников лаборатории учитывают следующие факторы: установленные нормативы нагрузки на одного психолога (300-350 человек как осужденных, так и персонала в обычных колониях, а воспитательных – 100 осужденных); установленные штаты для учреждения, наличие вакантных должностей и кандидатов на их замещение; состояние оперативной обстановки и психологического климата в учреждении. В исправительных колониях ряда территориальных органов УИС (Республика Хакасия, Еврейская автономная область, Курская и Ульяновская области и др.) численность психологов в лаборатории составляет 4-7 человек. Крупные психологические лаборатории созданы в большинстве воспитательных колоний. В основном, штатная численность психологических лабораторий – 2 человека. Это тот минимум, который хотя и не позволяет осуществлять психологическое обеспечение работы с осужденными и персоналом в полном объеме, но дает возможность решать наиболее актуальные психологические проблемы, осложняющие оперативную обстановку в учреждении.

В соответствии с Положением о психологических лабораториях УИС, они являются самостоятельным структурным подразделением, приравниваемым к отделу, а ее начальник подчиняется непосредственно начальнику исправительного учреждения (СИЗО). Последние нередко делегируют эти функции заместителю по воспитательной работе и кадрам.

В УЛИУ и территориальных органах, имеющих отдаленные или малочисленные колонии, целесообразно создавать психологические лаборатории при базовых («кустовых») учреждениях и осуществлять периодические выезды в колонии, где должность психолога не укомплектована для оказания массированной психологической помощи.

Сотрудники психологической лаборатории осуществляют партнерское взаимодействие со всеми службами исправительного учреждения и СИЗО.

В аппарате управления территориальных органов УИС введена должность начальника психологической службы. На него возлагаются следующие основные функции: методическое обеспечение деятельности психологов ИУ, СИЗО; подбор и комплектование психологов; организация системы переподготовки и повышения квалификации специалистов; стратегическое планирование развития психологической службы территориального органа; текущий контроль за результатами деятельности психологических лабораторий; изучение, обобщение и распространение положительного опыта; подготовка отчетов о деятельности психологической службы территориального органа.

Учитывая, что психологическая служба обеспечивает два направления деятельности (с осужденными и личным составом), начальник службы выведен из штатов этих отделов и подчиняется непосредственно заместителю начальника ГУИН (УИН), курирующему воспитательную работу с осужденными и персоналом. Это повышает статус начальника психологической службы, он приравнивается к должности начальника отдела, но это предъявляет и более высокие требования к его профессиональным и личностным качествам при взаимодействии с другими структурными подразделениями. По отношению к начальникам ИУ, СИЗО, начальник психологической службы выступает функциональным руководителем. Он не имеет права им приказывать, арсенал средств его управленческого воздействия – советы, рекомендации, убеждение или рапорта, докладные, служебные записки на имя вышестоящего руководителя. Начальник психологической службы – это специалист, который должен стремиться выполнять скорее функции наставника, консультанта и супервизора, чем администратора. Однако, в ситуациях, когда выявленные недостатки по линии психологической службы не устраняются, а начальник учреждения не создает необходимых кадровых, организационных и материально-технических предпосылок для нормального функционирования психологической лаборатории, то начальник психологической службы территориального органа должен не только проявлять твердость и настойчивость в реализации своих требований, но и информировать о сложившейся обстановке вышестоящего функционального руководителя (начальника психологической службы ГУИН Минюста России). Другими словами, стиль деятельности начальника психологической службы территориальных органов УИС должен быть мягким, демократичным, доброжелательным в обычной текущей деятельности и твердым, даже жестким в принципиальных ситуациях.