Реабилитационных структур, способных реализовывать разнообразные и дифференцированные для различных контингентов психотерапевтические, воспитательные, образовательные, трудовые программы и реально обеспечивать возвращение наркоманов к жизни в обществе, не хватает. Не сформирована дифференцированная сеть учреждений и служб для детей с проблемами в развитии, поведении и социальной адаптации. В частности, не создана сеть региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. Материальная база реабилитационного процесса развивается с трудом, сама реабилитация краткосрочна и малодоступна, а потому – малоэффективна и не покрывает той потребности в реабилитационной помощи, которая сегодня существует в обществе.
Такое положение дел связано с рядом обстоятельств. Финансирование наркологической помощи ограничено непростой экономической ситуацией в стране. В частности, существующие формы обязательного и добровольного медицинского страхования не предусматривают оплаты среднесрочных и долгосрочных реабилитационных программ.
Реабилитация лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами и зависимых от психоактивных веществ, осуществляется преимущественно в системе Минздрава России. О наличии реабилитационных центров, реабилитационных отделений и реабилитационных программ сообщают более половины субъектов Федерации. В то же время, по экспертным оценкам, емкость реабилитационных программ должна составлять не менее 10 % учтенного контингента больных наркоманией.
Анализ существующих в Российской Федерации реабилитационных структур показывает, что в реабилитационные отделения зачастую перепрофилируются обычные лечебные отделения с сохранением прежнего режима работы и ориентации на сугубо медицинские воздействия, в то время как краткосрочные высокопороговые программы не обеспечивают достижения конечных целей лечебно-реабилитационного процесса, что обусловливает высокий процент рецидивов.
Количество специалистов, оказывающих реабилитационную помощь больным наркоманией, и их подготовка в области реабилитации пока явно недостаточны. По-прежнему проблемы реабилитации решают преимущественно медики, а специалистов смежного профиля – психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов не хватает. Не всегда квалификация специалистов отвечает современным требованиям. Существенным ограничением в этом отношении является и низкий уровень оплаты их труда.
Для развития системы профессиональной реабилитации необходим переход к иной модели оказания наркологической помощи, интегрирующей усилия специалистов различного профиля, обеспечивающей успешную реадаптацию и ресоциализацию бывших наркобольных в обществе.
Официально не утверждены стандарты реабилитационной помощи, что препятствует аттестации реабилитационных структур и оценке их эффективности. Как следствие, многие реабилитационные программы осуществляются без отчетливого комплексного подхода к реабилитации, что ведет к незначительным и неустойчивым ее результатам.
Недостаточно прозрачной остается деятельность негосударственных, коммерческих реабилитационных структур. На рынке реабилитационных услуг существует также активное предложение от зарубежных реабилитационных организаций, которые пытаются навязывать свои услуги и сотрудничество администрации регионов. Вышеуказанные структуры нередко занимаются деятельностью, которая собственно реабилитацией не является, а представляет собой детоксикацию или краткосрочное лечение. Предлагаемые ими программы реабилитации зачастую не проходят экспертизу специалистов, их эффективность объективно не подтверждена. Отдельные реабилитационные программы, реализуемые нетрадиционными религиозными объединениями, связаны с деструктивным воздействием на сознание участвующих в них лиц (в первую очередь подростков и молодежи), наносят ущерб их психическому и физическому здоровью.
Все это вкупе с неоправданно высокой стоимостью участия в таких, часто краткосрочных программах, способно дискредитировать реабилитационные структуры в целом перед лицом общественного мнения. В связи с этим представляется необходимым усилить государственный контроль за деятельностью негосударственных реабилитационных организаций.
Имеет место отставание нормативной правовой базы от реальной наркоситуации в стране. Подавляющее большинство (84,2 %) экспертов считают, что действующее законодательство не соответствует задачам успешной борьбы с производством, распространением и потреблением наркотических средств.
В частности, в связи с обострением в последние годы наркоситуации ряд положений Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных препаратах» перестал отвечать сложившимся реалиям оперативной обстановки. Блок антинаркотических статей Уголовного кодекса Российской Федерации не содержит надлежащей дифференциации наказания за наркопреступления различной степени тяжести.
В связи с вступлением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возникает необходимость в нормативно-правовом установлении критериев определения количеств наркотических средств и психотропных перпаратов, предполагающее разграничение уголовной и административной ответственности за незаконное приобретение и хранение наркотических средств без цели сбыта.
Недостаточно развита нормативная правовая база лечебно-реабилитационного процесса. В частности, необходимо более четко регламентировать вопросы реабилитации несовершеннолетних, а также лиц, зависимых от наркотиков и иных психоактивных веществ и одновременно ВИЧ–инфицированных или больных СПИДом. Серьезным пробелом в законодательстве является отсутствие правовой регламентации вопросов, регулирующих недобровольное лечение и реабилитацию больных наркоманией без их согласия или согласия их законных представителей.
Недостаточным является финансовое обеспечение антинаркотической деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
В частности, на результатах реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», являющейся главным инструментом государственной политики в данной области, сказалось практически полное отсутствие финансирования указанной программы в 1995-2000 годах. Реальное финансирование было открыто лишь в конце 2000 года, при этом объемы финансирования программы определяются Минфином России с учетом ограниченных возможностей федерального бюджета.
Более или менее удовлетворительным можно считать только информационное обеспечение антинаркотической работы. Хотя и в этом случае только каждый 10-й эксперт указал на то, что в их организации имеется полная база информации о наркоситуации в регионе. В большинстве случаев информация касается лишь профиля организации, а треть опрошенных экспертов отметили, что у них нет и такой базы. Как указали 66,9 % экспертов, у них в регионе проводятся оперативные мониторинги наркоситуации. Это важный источник оперативной информации.
Несмотря на активизацию деятельности в этом направлении, научно-методическое обеспечение антинаркотической работы также не в полной мере отвечает реальным потребностям вследствие недостаточного количества средств, выделяемых на эти цели.
Большинство экспертов отмечают недостаточное ресурсное обеспечение органов и учреждений, участвующих в борьбе с наркоманией, в том числе малочисленность и плохую материально-техническую оснащенность специализированных подразделений силовых структур. Согласно экспертным оценкам, плохим является финансовое (на это указали 53 % экспертов), транспортное (47,5 %), техническое (42,9 %) обеспечение; не хватает помещений (38,3 %), медикаментов (32,6 %) и кадров (21,7 %).
На недостаточность средств как причину слабой эффективности программы указали эксперты в Архангельской, Ивановской, Калужской областях, Москве, Московской, Рязанской, Кировской областях, Республике Марий Эл, Пензенской области, Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае, Оренбургской области, Коми-Пермяцком автономном округе, Республике Алтай, Кемеровской, Омской областях, Красноярском крае, Республике Хакасия, Республике Бурятия, Приморском крае, Магаданской области, Республике Саха (Якутия).
Основной источник финансирования антинаркотических мероприятий в регионах – региональные (республиканские, краевые, областные) и муниципальные бюджеты (см. рис. 9.1). Дополнительный источник – средства федерального бюджета, средства общественных и религиозных организаций, спонсорские взносы, гранты зарубежных и российских организаций, взносы частных лиц. Внебюджетные источники (главным образом, спонсорские средства) не носят систематического характера и присутствуют не во всех регионах. Ими пользуются в первую очередь общественные и религиозные организации.
Спонсоры активно помогают в Новгородской, Псковской, Брянской областях, Москве, Орловской, Нижегородской областях, Республике Мордовия, Астраханской, Самарской областях, Ставропольском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской областях, Республике Тыва.
Рисунок 9.1. Источники денежных средств, получаемых государственными, муниципальными органами и общественными организациями, для противодействия наркотизации населения, % |
Плановая сумма, выделенная в 2002 году в расчете на один «усредненный субъект Российской Федерации» для реализации антинаркотических мероприятий, согласно экспертным оценкам, составляет примерно 30,6 млн. рублей (970 тысяч долларов США), в том числе: