Последняя часть утверждения вторит мнению А. Аугустинавичюте, которая считает наиболее гармоничными те пары, где супруги имеют противоположные типы характеров: например, сочетание открытого, общительного человека и замкнутого (Меньшутин В.Н., 1987, С. 42).
Другие авторы - Ю.Орлов, С. Гильд и С. Хрусталев - выделяют два подхода к пониманию совместимости.
1) Совместимость как два набора качеств, которые соответствуют друг другу (стремление лидировать у одного подкрепляется желанием подчиняться у другого; спокойствие и рассудительность у обоих супругов приводит к полному взаимопониманию).
2) Совместимость на основе стремления супругов к уступкам и к поиску гармоничных отношений.
Авторы полагают, что первый вариант прогнозирует, а второй - гарантирует успешность брака (Семья - глазами психолога ..., 1992, С. 9).
С другой стороны, Д. Майерс (1997, С. 553 - 555), в отличие от Самоукиной (2001, С. 30), считает гипотезу о взаимодополняемости супругов, удовлетворяющих некомпенсированные потребности друг друга, спорной: люди склонны жениться на тех, чьи потребности и личностные качества подобны их собственным.
А. Кемпински же именно в сходстве супругов по глубинным личностным характеристикам видит причину эмоционального отчуждения и конфликта партнеров (Волкова А.Н., 1979, С. 64).
Заметим, что с использованием понятия совместимости связаны попытки систематизации факторов, влияющих на качество брака. Так, Волкова считает, что УБ - это проявление совместимости на социально-психологическом уровне. А Дмитренко (1989) полагает, что эти оба компонента (а также функционально-ролевое взаимодействие супругов) образуют единство трех блок-факторов, влияющих на стабильность брака. Е.Ф. Ачильдиева (1985) также рассматривает три уровня стабильности брака: 1) устойчивость брака (отсутствие развода); 2) приспособляемость в браке (согласованность взглядов на семейные роли); 3) успешность брака (совпадение ценностных ориентаций супругов).
И,наконец,перед тем, каксделатьрезюме по главе,приведем пример нестандартного подхода крассмотрению динамикисупружеских отношнений.
Основываясь на гипотезе, что даже во сне супруги используют свое тело, чтобы выразить чувства по отношению друг к другу, С. Данкелл связывает качество отношений супругов с совпадением-рассогласованием ритмов их засыпания и пробуждения, а также со степенью телесного контакта в позах спящих супругов. Так, партнеры могут спать в позе «объятия» (на боку, лицом к лицу, крепко держа друг друга) в начале совместной жизни. Затем, через несколько месяцев они принимают позу «ложки» (на одном и том же боку, переворачиваясь тандемом). Затем, через пять и более лет может прослеживаться тенденция ко все большему уменьшению телесного контакта.
Синонимами «охлаждения» в отношениях он считает 1) принятие партнером своей излюбленной «альфа-позы» (в которой индивид привык засыпать в одиночестве) или «омега-позы» (в которой индивид привык просыпаться, и которая символически отражает тенденции его поведения вне сна) при нарушении телесного контакта с партнером или причинении ему дискомфорта, 2) асинхронизацию движений спящих супругов при прохождении ими закономерных фаз сна, 3) различные формы агрессии во сне, такие, как удары партнера ногой, скрежетание зубами и пр. (Данкелл С., 1994, С. 146-182).
Некоторые выводы получили подтверждение, согласно Е.Л. Куликову: Дж. Лансен установил, что одновременное засыпание и пробуждение супругов способствует долголетию брака, а при несовпадении ритмов 30% жаловались на неудачный брак (там же, С. 237). Остальные, неподтвержденные на данный момент, положения Данкелла интересны, т.к. они продолжают исследования невербальной коммуникации с использованием идей социометрических техник типа «Семейной скульптуры» (Шерман Р., Фредман Н., 1997, с. 87-96). Поэтому они нуждаются в проверке на отечественной выборке.
Резюмируя содержание главы, обратим внимание на то, что зарубежные исследователи (в своем большинстве) уделяют основное внимание проблемам восприятия личности и взглядов супругов, тогда как работы отечественных ученых придают большее значение взаимному восприятию супругов в сфере ролевого поведения. Несмотря на это, наши и зарубежные авторы имеют общие мнения относительно параметров успешных и неуспешных супружеских пар. Так, высокое качество брака связано с воспринимаемым личностным сходством, согласованностью представлений о себе и о партнере, подобием ролевых ожиданий. Однако, УБ - динамический аспект межличностного восприятия, подчиненный следующей закономерности: изменения значений УБ, а также поло-ролевой структуры семьи зависит от стажа совместной жизни супругов и возраста их детей.
В связи с тем, что наша работа по предмету близка к зарубежной традиции, заметим, что аттитюды обычно изучаются в контексте сходства-различия. В этом же контексте изучались личностные характеристики, психологический статус супругов и т.п. И хотя Алешина, Гозман и Дубовская (1987, С.79), утверждают, что успешность отношений находится в непосредственной зависимости от сходства только во взглядах между супругами или влюбленными, исследование Антонюк (1992) не позволяет говорить об универсальности этого положения.
Еще меньше однозначности в вопросе сходства-различия супругов (как фактора, влияющего на УБ) оставляют исследования и теоретические домыслы, связанные с понятием совместимости, которое, в свою очередь, некоторыми авторами (Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И., 1987) вовсе не считается научно конгруэнтым.
Вышесказанное дает обоснование а) актуальности нашей работы и б) более подробного взгляда на аттитюды, отражающие отношение к основным явлениям, сопровождающим супружескую жизнь.
КАЧЕСТВО БРАКА
2.1. Подходы к изучению аттитюдов
В отечественной социальной психологии существуют одновременно два термина, обозначающих, по пути, одно явление. Так, термином attitude обозначается выражаемое в вербальной или невербальной форме отношение человека к различным аспектам действительности, включая и самого себя. Можно согласиться с В.С. Магуном, считает А.А. Алексеев, что такие варианты перевода этого термина на русский язык, как «установка», «социальная установка» и «отношение», не вполне адекватны, так как эти понятия уже имеют вполне четкое значение. Поэтому все чаще везде, где слово attitude несет терминологическую нагрузку, оно передается лексической калькой «аттитюд» (Анастази А., Урбина С. , 2001, С. 422).
В то время как многие авторы подменяют эти термины друг другом, В.А. Ядов включил их в свою схему диспозиционной регуляции личности, которая включает в себя следующие, иерархически организованные, уровни:
1) Низший уровень – элементарные фиксированные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях (изучались школой Д.Н. Узнадзе);
2) Социальные фиксированные установки (аттитюды), образующиеся на базе отдельных, привычных социальных ситуаций;
3) Общая направленность личности в ту или иную сферу социальной активности (конкретная работа, досуг и т.п.) - социальные установки, более устойчивые и более важные для поведения личности, чем установки на отдельные ситуации;
4) Высший уровень - система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей (Андреева Г.М., 1998, С. 295-298).
Итак, Ядов различает аттитюд, социальную установку и ценностные ориентации. При этом сам аттитюд рассматривается как иерархическая структура из трех компонентов: когнитивного (осознание объекта социальной установки), аффективного (эмоциональная оценка объекта) и поведенческого (поведение по отношению к объекту).
Исследования отношения человека к внешнему миру в отечественной науке связаны также с именами таких ученых, как В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, Ш.А. Надирашвили, П.Н. Шихирев, А.Г. Асмолов и др. Большинство этих авторов отождествляет понятия «аттитюд» и «социальная установка».
О влиянии аттитюда в человека на его поведение существует два полярных мнения. Например, И.Р. Сушков говорит о разрыве между аттитюдами и реальным поведением в новой ситуации, а Фишбейн и Берман имеют данные о связи между аттитюдами и тенденциями поведения (Битянова М.Р., 2001, С. 438-439). Подобная степень разработанности вопроса позволяет нам предположить что супруги, имея определенные аттитюды, будут строить свое взаимодействие так, что это будет способствовать повышению их УБ.
Но это не умаляет роли ценностных ориентаций в процессе становления благополучной семьи. Примером тому может быть преобладание в благополучных семьях ценностных ориентаций, связанных с духовными потребностями личности, развитость которых и влияет на благоприятность семейной атмосферы (Елизаров А.Н., 1997).
Сравнивая влияние ценностных ориентаций и аттитюдов на жизнь супругов, можно предположить, что специфические ценностные ориентации формируют метапрограмму, а аттитюды - сравнительно легко корректирующуюся микростратегию достижения супружеского благополучия. Так как аттитюды оказывают влияние на отношения с другими людьми, на профессиональные достижения и на многие другие стороны поведенческой жизни, не удивительно, что в исследованиях семьи изучение аттитюдов занимает видное место.