Процессы воображения различаются по степени произвольности или преднамеренности. Произвольное, или активное воображение, преднамеренно, связано с волевыми проявлениями человека. Непроизвольное, или пассивное, может быть преднамеренным и непреднамеренным. Первое создает образы, несвязанные с волей, направленной на их воплощение в жизнь (грезы), второе наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, галлюцинациях, во сне (сновидения), в состоянии аффекта. Произвольное воображение, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности). Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. О высоком уровне развития личности свидетельствует преобладание творческого воображения, реализуемого в практической деятельности, над пассивным, подчиненном пустой мечтательности и мнимому удовлетворению потребностей и желаний.
Особой формой воображения является мечта, суть которой заключается в самостоятельном создании новых образов, направленных на желаемое будущее. Мечта может стать сильным мотивирующим фактором интенсивного творческого поиска. Любой предмет, сделанный руками человека, по своей сути, есть овеществленная, осуществленная человеческая мечта. Велика и роль фантазии в практической деятельности людей, которая особенно ярко проявляется в художественном и научном творчестве.
Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами или приемами. Создание образов включает два основных этапа. На первом происходит мысленное расчленение исходных представлений на составные части (анализ), в ходе которого объект и его части абстрагируются, на втором осуществляется их последующее соединение в новых сочетаниях (синтез).
Аналитико-синтетический характер воображения проявляется в различных формах:
o агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
o гиперболизация – преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
o схематизация – слияние отдельных представлений, сглаживание различий и четкое проявление черт сходства;
o типизация – выделение существенного повторяющегося в однородных образах;
o акцентирование – подчеркивание каких-либо признаков, частей, деталей.
Мышление
Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Мышление – высший познавательный процесс, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление – наиболее обобщенная и опосредствованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Это социально обусловленный процесс поисков и открытия существенного нового. Он обеспечивает понимание сути предметов и явлений.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков (рис. 11).