Семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии. Она несет в себе не только их физические качества (цвет волос, глаз, форму носа, пропорции тела и т.п.), но и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.
Сущность и смысл семьи, таким образом, состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, а в продлении рода в самом широком смысле слова.
Семья - это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. Следуя всему вышесказанному, в структуре семьи мы можем выделить три взаимосвязанных блока отношений:
– природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные;
– экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности;
– духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения. Только совокупность названных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, ибо не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития.
Заключение брака необходимый элемент семейной организации, который не только юридически (или по церковным нормам) закрепляет созданный союз мужчины и женщины, но и создает у супругов чувство моральной защищенности, стабильности и определенности.
Вступление в брак и создание семьи ныне настолько привычное явление, что кажется, так было всегда. Европейский тип брачности возник более 300 лет назад, но история возникновения моногамной семьи (современный тип брака) насчитывает многие и многие тысячелетия.
В данном параграфе мы рассмотриваются концепции появления семьи и развития форм брака в историческом контексте.
Льюис Морган (1818–1881), американский юрист и этнолог прославился изучением изнутри быта индейского союза племен ирокезов. В своих основных трудах «Древнее общество» и «Дома и домашняя жизнь американских туземцев», широко привлекая полевые материалы, он разработал идею прогрессивного развития человечества и его исторического пути. Утвердившись в мысли, что первобытное общество в своей основе было родовым, Морган резко противопоставил его обществу политическому или, говоря современным языком, – классовому. Родовые объединения, где бы географически они не были расположены, оказываются «идентичными по структуре и принципам действия», вместе с тем они трансформируются от низших к высшим формам в соответствии с последовательным развитием людей.
Л. Морган определяет род как совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом и связанных узами крови. Его характеризуют коллективная собственность на землю и другие средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов племени.
Родственные узы определялись материнским происхождением, рассматриваемое сообщество включало, проще говоря, праматерь, с ее детьми, детей ее дочерей и детей ее женских потомков по женской линии до бесконечности. В то время как дети ее сыновей и дети ее мужских потомков по мужской линии принадлежат к родам своих матерей. В пределах собственного рода брак был запрещен.
«С развитием идеи рода, - отмечает американский ученый, - он естественно должен был »принять форму пар родов, потому что дети мужчин исключались из рода, и потому что надо было в одинаковой мере необходимо организовать оба класса потомков».
Как утверждает С. И. Голод в своей работе «Семья и брак», созданное Морганом учение о первобытной истории в принципе опровергало господствовавшую в этнографической науке патриархальную теорию, согласно которой основной клеточкой общества на протяжении всего его существования была моногамная, или в лучшем случае, патриархальная семья [10, С. 52].
Этнолог различал пять последовательных форм семьи, каждой из которых соответствовал свой порядок брака. Вот эти формы:
1. Кровнородственная семья основывалась на групповом браке между братьями сестрами, родными и коллатеральными.
2. Пуналуальная семья. Она опиралась на групповой брак нескольких сестер, родных и коллатеральных, с мужьями каждой из них, причем общие мужья необязательно были в родстве друг с другом, и наоборот. Именно эта форма группового брака, по мнению ученого, и стала фундаментом рода. С. И. Голод замечает, что в то же время реальность существования такой семьи мало кем была признана.
3. Синдиасмическая, или парная, семья базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность союза зависела от доброй воли сторон.
4. Патриархальная семья зиждется на браке одного мужчины с несколькими женщинами, сопровождающемся, как правило, затворничеством жен. Характеристика патриархальной семьи – организация под властью отца известного числа свободных и несвободных людей для обработки земли и охраны стад домашних животных.
5. Моногамная семья. Здесь в брак вступает отдельная пара раз и на всю жизнь. История моногамии на протяжении примерно трех тысячелетий обнаруживает постепенное, но неуклонное ее усовершенствование. Семье этого типа, настаивает социальный антрополог, суждено прогрессивно эволюционировать и дальше, пока не будут признаны равенство полов и равноправие брачных отношений. Представленный ряд брачных форм, по мнению Моргана, не отделен друг от друга резко очерченными границами. Напротив, первая форма переходит во вторую, вторая – в третью, третья – в четвертую, а четвертая – в пятую, в общем-то, не заметно.
Современная семья, по оценкам исследователей, принимает новую форму, где на первый план выходят межличностные отношения супругов, отсюда и название, данное этому типу семьи – супружеская.
Семейный союз – прежде всего союз мужчины и женщины, именно от этих двух начал рождается новая семья, и именно в их руках содержится счастье друг друга и их детей, поэтому роль взаимоотношений мужчины и женщины неоднократно возросла. Меняется общество, меняются и представления традиционно связанные с ролью и значением того и другого пола.
Современный мужчина требуя от женщины самостоятельности, независимости, инициативности, силы, одновременно ожидает от нее покорности, слабости, и признания его (мужчины) главой. То есть традиционные патриархальные модели вступают в конфликт с современными условиями, в которых женщины и мужчина становятся на один уровень. Для примера можно привести достаточно типичное брачное объявление, опубликованное в одном из номеров воронежской газеты «Камелот»:
«Светловолосый мужчина спортивного телосложения 35-180-80, в/о, предприниматель, для создания семьи познакомится с доброй, хозяйственной девушкой 23-30 лет, желательно яркой, эффектной брюнеткой»
В этом объявлении видно смешение идеалов современной женщины («яркая и эффектная») и патриархального представления о ее роли в семье («добрая, хозяйственная»).
Равноправие мужчин и женщин приводит к тому, что теряются исходные смыслы существования двух противоположных начал.
«Отношения между мужчиной и женщиной представляют, очевидно, весьма сложную проблему, иначе у многих людей не было бы трудностей при ее разрешении» - пишет американский психолог-гуманист XX века Эрих Фромм. В чем же эти трудности? Возможно, они обусловлены половыми различиями.
В современной науке все большее место занимают гендерные исследования. В определенном смысле внимание к проблемам пола порождено распространяющимся во всем мире феминистскими идеями. Однажды добившись признания своих прав, женщины перевернули все общество.
В рамках этих исследований ставятся вопросы о том кто должен нянчить детей. а кто строить карьеру? Сколько должна зарабатывать женщина? Как следует разделить домашние обязанности? и т. п. Решением этих вопросов и многих других занимаются социологи, социальные психологи. Они же и разделяют понятия «пол» и «гендер».
Пол – это биологическая характеристика, определяющая физиологическое различие между мужчиной и женщиной.
Гендер – формы поведения, действий считающиеся общепринятыми для мужчин и женщин в контексте данного общества или культуры. Эти формы могут быть как связаны, так и не связаны с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует. [16, С. 118]
Социолог Синицына Л. Н. определяет гендер как своеобразное измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре. «Субъект не только усваивает и воспроизводит гендерные правила и отношения, но и создает их. Это система межличностного взаимодействия, в процессе которого утверждаются и воспроизводятся представлении о мужском и женском как базовых категориях социума».
Исходя из этого понятия, мы можем говорить о существовании женских гендерных стереотипов, которые есть поведенческие характеристики, приписываемые женщинам. Быть женщиной и проявлять это в практике социального общения, успешно реализовывать стереотипы «женского» в данной культуре – это является гарантом сохранения социального порядка, считает Л. Н. Синицына.