Смекни!
smekni.com

Идеальный образ жены в современной семье (стр. 5 из 9)

В каждой культуре существуют свои гендерные стереотипы. В то же время Шон Берн в работе «Гендерная психология» приводит результаты исследования западных ученых Уильямса и Бест, в ходе которого был проведен опрос представителей 30-ти стран. Ученые выяснили, что существует достаточно высокая общность во взглядах на мужские и женские характеристики.

В большинстве культур мужчине приписывается агрессивность, активность, решительность, властность, рационалистичность и т.д. Женщину же охарактеризовали как болтливую, восприимчивую, добрую, изменчивую, мягкую, покорную, слабую, чуткую, эмоциональную. Интересно, что в разных культурах одна и та же черта может носить как положительный, так и отрицательный характер. Например, в Австралии, Бразилии, Перу и Италии мужские стереотипы были довольно отрицательны, в то время как в Японии, Нигерии они скорее имели положительный оттенок. По отношению к женщине более благосклонны в Италии, Перу, Шотландии, а в Южной Африке, Японии, Нигерии, Малайзии наоборот.

Такие различия в оценке стереотипов, по результатам анализа Вильямса и Бест, объясняются разными религиями, исповедуемыми в этих странах. Женщины оценивались положительно в тех странах, чьи традиции включают поклонения божествам женского пола и где женщинам позволено участвовать в религиозных церемониях. Например, в католических странах, где существует культ Девы Марии и монашество для женщин. В Пакистане, женские стереотипы более негативны, чем в Индии. В исламской теологии Пакистана все значимые религиозные фигуры – мужчины и религиозные обряды совершаются только мужчинами. Напротив, индийцы – последователи индуизма, следуют религиозной традиции, которая включает поклонение божествам женского пола. И женщины и мужчины служат в индуистских храмах и несут ответственность за выполнение религиозных обрядов.

Насколько мужчина и женщина противоположны настолько они и равноценны. Ведь в определенных ситуациях необходимо и определенное поведение. Как пишет Шон Берн: «Большинство социальных ролей исполняется главным образом либо одним, либо другим полом. Женские роли, как правило, требуют иных моделей поведения и навыков, нежели мужские роли. В результате создается впечатление, что оба гендера очень сильно различаются между собой». [4, С. 295]

Как уже говорилось, супружеская семья это союз двух равноправных личностей. Но гендерные стереотипы не дают полноценно развиваться таким отношениям в современных условиях. Веками мужчина был главой семьи, патриархом своего мини-государства. Женщина находилась в подчиненном положении и материально зависела от мужчины. В наши дни женщина вышла на новый уровень. Теперь она часто не зависит от мужчины, она сама зарабатывает себе на жизнь и на жизнь своих детей. Мужчина потерял свой авторитет кормильца семьи, а это была его основная задача на протяжении столетий. До сих пор в некоторых традиционных обществах мы можем наблюдать этот тип иерархии в семье, например, в мусульманском мире.

Следовательно, раз женщина может обходиться без мужчины в своей социальной жизни, то и семья теряет свое значение и даже может вовсе исчезнуть за ненадобностью.

Но существование двух полов и их соединение в паре, в семье, содержит в себе нечто большее, нежели простое материальное обеспечение.

Современная семья во многом отличается от семей прошлого, в частности это возможность молодых людей свободно выбирать себе будущего супруга или супругу. Различные социологические и психологические исследования современной молодежи показывают, что основным мотивом для вступления брак стала любовь. «Мы любим друг друга и хотим быть вместе!» – вот что можно услышать сейчас от молодоженов, если спросить их, почему они поженились.

Любовь, утверждают исследователи, есть чисто человеческое явление. Движущей же силой и внутренней сущностью любви является половое влечение мужчины и женщины, инстинкт продолжения рода.

Современный американский биолог Десмонд Морис проводил исследования в области человеческих взаимоотношений. Сравнивая поведение человека с поведением животных, он отмечает, что в животном мире нет или почти нет такого процесса как ухаживание, это излишне. Инстинкт продолжения рода никак не связан у животных с какими-либо любовными чувствами, это просто предпочтение самкой более сильного и физически полноценного самца. Хотя человек также прикладывает множество усилий, пользуется различными приемами, часто неосознанно, чтобы привлечь к себе внимание противоположного пола и вызвать ответные чувства. Но, что важно, такое поведение не всегда, преследует своею конечной целью продолжение рода и рождение здорового потомства. Это скорее становится подсознательным критерием при выборе партнера, так как большим успехом все-таки пользуются мужчины и женщины с более выраженными внешними половыми особенностями (узкая талия, гладкая кожа, округлые очертания – у женщин; мускулистый торс, широкие плечи, узкий таз, толстая шея, низкий голос – у мужчин). В данном случае, утверждает ученый, действуют глубинные природные инстинкты.

Но в человеческом обществе, биологические характеристики не играют главной роли, в расчет принимаются также социальные и психологические критерии: положение в обществе, материальные возможности, нравственный уровень и т.п.

Следовательно, создание пары мужчины и женщины имеет смысл не только биологический, но и психологический. Доказано, что мы лучше чувствуем себя, меньше подвергаемся стрессу, внутри одной парной связи. И сегодня 99% людей живут в парной связи и это фундаментальное состояние человеческого вида.

Следует добавить, что воспитываемые в паре дети в процессе социализации усваивают культурные образцы гендерного поведения. Известно, что половая идентичность формируется у детей в возрасте 5 – 7 лет, затем, начиная с 17 лет, формируется мировоззрение личности ее представления о собственном предназначении и смысле жизни. Глядя на мать и отца, молодой человек составляет себе «идеальную модель» мужественности и женственности, которой он будет следовать. Следовательно, на родителей как на мужчину и женщину накладывается ответственность за то, какой будет эта модель.

Социальное значение в некоторой степени объединяет все остальные. Именно семья несет в себе все эти смыслы и значения. Семья – это и единство двух противоположных начал, то место где потомство обеспечивается заботой, защитой и любовью, это сфера близких отношений, где человек может быть самим собой и получить признание, уважение и удовлетворения многих своих потребностей включая и высшую потребность в самореализации.

Хотелось бы закончить словами Л. Н. Синицыной: «Сегодняшнее время характерно тем, что происходит качественное изменение сознания. Мы как бы переходим от одного способа интерпретации реальности к другому. Наше восприятие, которое было частью полярного сознания, в котором очень слабо сочетались такие стороны как рациональное – иррациональное, научное – художественное, мужское – женское, должно подняться до уровня понимания и существования единого сознания. Мы должны осознать реальность нашего тела, мужского или женского, в котором устанавливается особая связь между умом и сердцем».

Каждый представитель одного пола содержит в себе признаки противоположного пола. Подтверждение этому мы можем найти в древней философии – принцип инь-ян. Карл Густав Юнг дает нам понятия Анимы и Анимуса – архетипов, означающих женское начало в мужчине (Анима) и мужское начало в женщине (Анимус), которые должны гармонично сосуществовать, не нарушая общего баланса. И даже сама природа человека подтверждает этот принцип, ведь, как известно все человеческие эмбрионы на начальной стадии развития имеют один пол – женский, и лишь позднее происходит разделение на мальчиков и девочек. Таким образом, каждый мужчина имеет в себе женскую ипостась, а каждая женщина – мужскую.

Об этом необходимо помнить современным мужчинам и женщинам и всему человечеству. Существует мужская сторона реальности – рациональная. Одолевающая, целенаправленная, агрессивная. Она необходима для развития цивилизации. Но существует и женская, не менее сильная, - духовная, мудрая, гармонизирующая, что правомерно берется за основу в восточных культурах. Она необходима для внутреннего развития человечества. И нам в современном мире всеобщей нестабильности необходимо не бороться и противостоять друг другу, а на основе осознанного восприятия самих себя как мужчин и женщин научиться жить в гармонии.

1.3. ОГРАНИЧЕНИЯ, НАКЛАДЫВАЕМЫЕ ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСКОЙ РОЛЬЮ

Одной из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской ролью в наше время является то, что работающая женщина продолжает нести бремя домашних забот и ответственности за детей.

По сравнению со своими женами, чернокожие мужчины делают 40% домашней работы, белые мужчины – 34%, а мужчины испанского происхождения - 36%. Работающая женщина выполняет в среднем 69% работы по дому. Увеличение доли времени, которое женщины посвящают работе, привело лишь к небольшому сокращению их домашних обязанностей, а количество времени отнимаемого у них заботой о детях и вовсе осталось неизменным.

В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Большинство самых престижных профессий в нашем обществе буквально оккупированы мужчинами научные работники, врачи, профессора университетов. Существует множество доказательств более низкой власти женщин в своих организациях по сравнению с мужчинами. Женщины гораздо реже занимают должности, предлагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели фирма будет преследовать и каким способом. Это происходит отчасти, потому что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей.