Одной из причин возникновения негативных личностных образований является неудовлетворение потребности в признании у социально незрелого индивида.
Обыденная жизнь постоянно включает ребенка в разнообразные проблемные ситуации. Из одних он легко выходит в соответствии с моральными нормами поведения, другие же провоцируют его на нарушение правил и ложь. Это проблемные ситуации, в которых моральные нормы и импульсивные желания ребенка не совпадают. Психологически попав в такую ситуацию, ребенок может решить ее следующим образом:
─ соблюсти правило;
─ удовлетворить свою потребность и тем самым нарушить правило, но не скрывать этого от взрослых;
─ реализовав свою потребность и нарушив правило, скрыть реальное поведение, чтобы избежать порицания [34, с. 93-94].
Третий тип поведения подразумевает возникновение лжи.
Детская ложь. В дошкольном возрасте самоутверждение ребенка все чаще реализует себя в форме лжи.
Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает нарочито придумывать неправду.
В неоднозначных ситуациях (ситуациях двойной мотивации) происходит столкновение непосредственных импульсивных желаний детей и требований взрослого, и тогда ребенок нарушает правила, начинает изобретать способы нарочитого искажения истины.
Ложь как нарочитое искажение истины появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определенным правилам, провозглашаемым взрослым. Такие ситуации становятся для ребенка ситуациями двойной мотивации. Притязая на то, чтобы быть признанным взрослым, ребенок, нарушивший правило, часто прибегает ко лжи. Ложь может возникнуть как побочное следствие развития потребности в признании, потому что волевая сфера ребенка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения.
Ложь начинает развиваться, когда у ребенка не сформировалась потребность в правдивом отношении к другим людям, когда черствость не стала качеством, повышающим значимость ребенка в глазах других людей.
Опыт взаимоотношений детей друг с другом развивает способности к самоанализу и рефлексии [5, с. 64]. На фоне формирования этих способностей начинают развиваться притязания ребенка на признание среди сверстников. Однако свои притязания на значимое место среди других ребенок обнаруживает в исключительных, благоприятных для себя условиях.
Наблюдения за поведением детей при распределении ими ролей приводят к выводу, что открытое заявление своих притязаний на главную роль зависит не столько от внутренних притязаний на место, сколько от ощущения возможности получить это место. В качестве дополнительных ресурсов, подкрепляющих в ребенке уверенность в успехе своих притязаний и снижающих риск быть отвергнутым, могут выступать самые разнообразные факторы [24, с. 81]:
─ игра на территории ребенка (это обстоятельство выступает для него как дополнительный шанс в его пользу);
─ присутствие заинтересованных взрослых при распределении ролей (у ребенка появляется ожидание, что взрослый поможет удовлетворить его претензию);
─ сюжет игры может давать преимущества мальчикам или девочкам и т.д.
Ребенок боится риска, он избегает возможности быть отвергнутым и не получить значимого для него места. Однако притязание на значимое место среди сверстников обретает для него личностный смысл. Подавление притязания на лучшее место порождает зависть.
Произвольность и поведение. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности дошкольника, когда целью становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения, а также таких психических процессов, как память, внимание, восприятие и др.
Это новое изменение в поведении и деятельности называется произвольностью и имеет разрешающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития.
Произвольность поведения и психических процессов, которая интенсивно развивается в период между пятью и семью годами, имеет, по справедливому мнению отечественного психолога Л.И. Божович, решающее значение для готовности ребенка к школьному обучению [5, с. 137].
Таким образом, после пяти лет (на пике стабильного возраста) основные изменения в личности ребёнка обусловлены его активным вхождением в мир социальных отношений. Познавательные процессы детей перемещаются с «мира вещей» на «мир людей». Основной причиной этого является расширение социальных связей ребёнка с миром, обогащение его общения с близкими взрослыми за счёт контактов с ровесниками и посторонними людьми.
Старший дошкольник ищет в общении с взрослым не только его доброжелательности и внимания, но и особого расположения к себе как умелому, знающему и правильно себя ведущему. Потребность в уважении, в признании взрослым становится потребностью, побуждающей ребёнка к общению с взрослым [55, с. 174].
Потребность в общении с окружающими людьми побуждает ребёнка усваивать принятые в обществе правила поведения. Налаживать взаимоотношения с партнёрами по взаимодействию. Решать возникающие конфликты приемлемым способом. В этом возрасте усвоение нравственных норм и социально-предписанных действий в ключевых для ребёнка ситуациях осваивается им с большей охотой и огромным рвением.
Взрослый в глазах ребёнка-дошкольника выступает знатоком, «держателем» социального опыта, и он постоянно сверяет своё поведение с поведением авторитетного для него человека. Собственное социальное поведение детей становится одной из важнейших забот ребёнка в данном возрасте. Усвоенные правила, и сформированные этические инстанции позволяют ему сознательно и произвольно регулировать свои взаимоотношения с разными людьми (взрослыми и сверстниками).
Говоря о социальной направленности в развитии детей, мы говорим о способности ребёнка, быть не только субъектом в системе социальных отношений, то есть индивидом, погружённым в социальный, человеческий, а не чисто биологический способ жизни, но и собственно их инициатором, творцом и ценителем. Способность ребёнка не только подчиняться сложившимся социальным отношениям, но и выстраивать их независимо от воли обстоятельств, менять их по собственному желанию и в нужном направлении, изменять настроение и поведение партнёра по общению – вот то, что ложится в основу этого нового социального умения дошкольника [61, с. 215].
Особое значение для детей дошкольного возраста имеет общение и отношение к сверстнику. К шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника.
Всё это может свидетельствовать о том, что сверстник становится для ребёнка не только средством самоутверждением и предметом сравнения, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов. Однако логика развития общения не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребёнка со сверстником, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счёте, особенности становления личности. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений.
Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательства взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей нужно специально учить играть вместе. Сегодня это делать необходимо. То, что отношения детей, сталкивающихся на игровых площадках, в детском саду или школе, когда-то складывались легче и быстрее, объясняется тем, что первый опыт общения с другими детьми ребёнок получал в семье (своей, соседскоё, близкородственной).
Этот опыт общения под присмотром взрослого создавал впечатление стихийно складывающегося, хотя таковым не был. Стоило измениться жизненному укладу нового поколения – и ребёнок оказался в вынужденной изоляции от сверстников. Он, конечно, не разучился играть, но коллективные игры всё чаще заменяет игра в одиночку, иногда даже и не с игрушками, а с компьютером. Результат – формализация детских отношений, агрессивность, эмоциональная глухота к другому ребёнку. И это не так безобидно, как может показаться на первый взгляд.
Ребёнок не прошедший школы общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с её неписанными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в общении и характере. Ребёнок проявляет свою неудовлетворённость в общении, раздражаясь, становясь агрессивным [26, с. 152].
Наиболее типичным для старших дошкольников вариантом конфликтных отношений со сверстниками является повышенная агрессивность в поведении.
Рассмотрим более подробно особенности проявления агрессивности у детей в старшем дошкольном возрасте.
Но, прежде, необходимо развести понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда или ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей [56, с. 231].