Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.
Возможности работы со сказкой [51, с. 38]:
1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни детей, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.
4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).
Психогимнастические игры. Основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга, в процессе которого создается особая среда, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников.
Коммуникативные игры. Коммуникативные игры делятся на три группы: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать [57, с. 42].
Задания на формирование у детей «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают следующее обучение:
─ распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу;
─ обучение пониманию противоречивости эмоциональных переживаний;
─ обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
Релаксационные технологии. Основываются на понимании релаксационного состояния как антипода стресса с точки зрения его проявления, особенностей формирования и механизмов запуска. Обычно в эту технологию включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники. Метод нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела [56, с. 285].
Среди дыхательных техник используется глубокое дыхание, ритмичное дыхание с задержкой.
Ролевые игры. Они основываются на понимании развития человека как его ролевого развития. При этом под ролью понимается функциональная форма, принимаемая индивидом при реакции на ситуацию, в которой присутствуют другие индивиды. Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят:
─ ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль;
─ ролевую аморфность – неумение принимать любую роль;
─ отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
Соответственно ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте [37, с. 77].
Ролевые методы можно разделить на три подгруппы:
─ ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы);
─ психодрама;
─ ролевые ситуации.
Дошкольники начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить, как кошечки, зайцы, волки и т.п.). Важным для дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать, как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т. п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить, как зайцы, лягушки, медведи и т. п.).
Игротерапия как технология социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Игровая терапия – технология коррекционного воздействия на детей и взрослых с использованием игры [19, с. 63]. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной коррекции игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др.
Игра способствует:
─ созданию близких отношений между участниками группы;
─ снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими;
─ повышает самооценку;
─ позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Характерная особенность игры – её двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре [19, с. 65]:
1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.
2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
Двуплановость игры обуславливает её развивающий эффект.
Коррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами.
Отличительные признаки развёртывания игры – быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
Структуру детской игры составляют:
─ роли, взятые на себя играющими;
─ игровые действия как средство реализации этих ролей;
─ игровое употребление предметов – замещение реальных предметов условными;
─ реальные отношения между играющими.
Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все её аспекты, - роль.
Сюжетом игры предстаёт воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребёнка и его социализация [59, с. 74].
Игровая терапия с детьми представляет собой взаимодействие взрослого с ребёнком на условиях последнего, когда ему представляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений. Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.
Игротерапия эффективна [58, с. 30-31]:
─ как помощь для снижения агрессивности в поведении;
─ как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей;
─ при терапии детей, подвергающихся насилию или заброшенных;
─ для снижения страхов;
─ для снятия стресса и тревожности у госпитализированных детей;
─ при коррекции затруднений в чтении;
─ для повышенияуспеваемости детей с затруднениями в обучении;
─ при тставании в речевом развитии;
─ для интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей;
─ для лечении заикания;
─ для облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.);
─ при снижении тревоги при расставании с близкими;
─ как средство улучшения «Я-концепции».
Основные коррекционные механизмы воздействия игры:
1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребёнком и ориентировка в этих отношениях.
2. Изменение позиции ребёнка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
3. Формирование реальных отношений как равноправных партнёрских отношений сотрудничества и кооперации между ребёнком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребёнка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.
5. Формирование способности ребёнка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.
Основные функции специалиста, ведущего игровые занятия [57, с. 59]:
1. Создание атмосферы принятия ребенка.