Значительный вклад в разработку методов групповой игротерапии неврозов у детей и подростков внес А.И. Захаров [22]. Он разработал показания и клинико-психологические критерии формирования детской психотерапевтической группы, исследовал возможности объединения семейной и групповой терапии, а также методику игровой психотерапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка-невротика, включающего и семейную психотерапию. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией.
А.И. Захаров предлагает определенную последовательность коррекционных методик: 1) беседа; 2) спонтанная игра; 3) направленная игра; 4) внушение. Продолжительность игрового сеанса не более 30 мин. Частота занятий при остром периоде невроза - 2-3 раза, при хроническом течении - 1 раз в неделю. Продолжительность программы - от нескольких дней до нескольких месяцев [22, с. 68].
В организации терапевтического процесса Захаров выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого-либо сюжета.
1. Диагностическая функция заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда-либо испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, но иногда она может быть отдаленной.
Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, нежели в словах. А требовать от ребенка, чтобы он рассказывал о себе, значит - автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях, как бы говоря ребенку: «Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова».
2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение.
Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования.
3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.
А.И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в игротерапии [22, с, 117]:
─ игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения;
─ выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для клиента;
─ руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей;
─ спонтанные и направленные игры - две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное - возможность импровизации;
─ соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей;
─ игра не комментируется взрослым;
─ направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей.
Процесс игровой психотерапии, по Захарову, складывается из четырех взаимно перекрывающихся этапов: объединения детей в группу, рассказов, игры, обсуждений.
1. Объединение детей в группу начинается совместной и интересной для них деятельностью в виде экскурсий в музей, предметных игр, рассказах об увлечениях.
2. Рассказы сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе.
3. Игра проводится на тему, предлагаемую детьми и терапевтом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. Игры на данном этапе в отличие от этапа объединения требуют включения психолога и высокой активности играющих.
Важно отметить, что по мере движения группы вперед, содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий межличностных отношений, а обучающие - достижение более адекватных адаптации и социализации детей.
4. Обсуждение - заключительный этап игровой психотерапии.
Таким образом, мы выяснили, что игротерапия является эффективной технологией социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим основные этапы реализации технологии игротерапии.
Технология игротерапии по социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возрастасостоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов [37, с. 83].
Перед началом коррекционной работы проводится собрание с родителями, где дается информация о возможностях игротерапии, определяются запросы родителей, согласовывается режим совместной работы.
I. Диагностический этап
1. Диагностика особенностей межличностных отношений в семье с помощью анкетного опроса родителей.
2. Проективная диагностика агрессивности:
3. Метод наблюдения за поведением ребёнка в ходе общения со сверстниками.
4. Беседы с родителями.
II. Коррекционный этап
Игровая коррекция агрессивного поведения является формой коррекционной социальной работы с детьми дошкольного возраста.
Наиболее предпочтительно проведение игротерапии в форме групповых занятий [57, с. 25].
Этапы групповой коррекции агрессивного поведения
Развитие любой групповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для детской коррекционной группы также характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой коррекции, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий [24, с. 63].
1. Ориентировочный этап
На первом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика ведущего на этом этапе наименее директивна. Он наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоится в новой обстановке; может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка.
На этом этапе решаются следующие задачи.
─ Выявление особенностей агрессивного поведения, требующих коррекции.
─ Создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.
На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают, дети становятся более активными.
2. Реконструктивный этап
На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция ведущего становится более активной. Тактика ведущего на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача ведущего на этом этапе - продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения.
Приемы коррекции: интерпретация; отражение, демонстрация более адекватных способов поведения, внушение, создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия.
Таким образом, на этом этапе происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в поведении ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов, которые носят подчас бурный и драматичный характер.
Почти всегда на этом встречаются проявления агрессии, негативизма, направленных против ведущего. К концу этого этапа гамма противоречивых эмоций ребенка должна сменится чувством безопасности и доверия как к ведущему.
3. Закрепляющий этап
На третьем этапе у детей закрепляется способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача ведущего - обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого этапа является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в поведении ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь.
Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Ведущий во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение.
III. Контрольный этап
На этом этапе проводится изучение эффективности коррекционной технологии. Полученные результаты соотносятся с поставленной целью и задачами. Методами оценки эффективности коррекционной технологии являются результаты диагностических мероприятий:
─ устные опросы родителей, воспитателей;
─ результаты наблюдения (за проведением конкретных занятий, интересом их участников, динамикой в отношениях от начала к концу занятий и др.);
─ результаты применения тестовых методик;
─ результаты применение технических средств (фото, видеоаппаратуры) для визуального наблюдения и анализа изменений, происходящих в участниках занятий.