Смекни!
smekni.com

Основы психологии и педагогики (стр. 7 из 10)

• педагогика высшей школы;

• профессиональная педагогика;

• социальная педагогика;

• семейная педагогика;

• военная педагогика;

• специальная педагогика (дефектология);

• методики преподавания отдельных дисциплин.

Педагогическая наука не тождественна педагогической практике. Научность в педагогической реальности или об­разовательном пространстве — это только одно из мно­гих условий их организации и функционирования. Так, в «Законе аб адукацьп» Республики Беларусь установлено 13 таких условий или принципов: приоритет общечело­веческих ценностей, национально-культурная основа, научность и тд.

Как утверждают философы-материалисты, практика всегда более богата, чем самые глубокомысленные тео­рии. Поэтому педагогическая наука не может претендо­вать на исчерпывающее овладение всей педагогической реальностью. Она является в определенном смысле лишь рационально-холодным отражением живой педагогиче­ской практики, в том числе и педагогического мастерст­ва, всегда индивидуального и неповторимого, похожего на искусство.

Вместе с тем, педагогическая наука, безусловно, ве­дет постоянный поиск, разрабатывает и предлагает педа­гогической практике наиболее рациональные пути дос­тижения различных целей образования и воспитания.

1.3. Педагогическая деятельность как созидание личности

Педагогическая деятельность — это особый вид соци­альной деятельности, направленный на воспитание чело­века, на создание условий для развития его личности. Это деятельность во многом творческая, переходящая в педаго­гическое мастерство и даже искусство, где большое значе­ние имеют индивидуальные качества педагога, его духов­ность, нравственность, интеллект, характер.

Основными видами педагогической деятельности являют­ся преподавательская и воспитательная работа. Преподава­ние и воспитание (в узком смысле слове) — две стороны учебно-воспитательного процесса. Невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния. Точно также про­цесс воспитания невозможен без элементов обучения.

Основные стороны или функции педагогической дея­тельности:

Диагностическая — связана с изучением воспитуемых, установлением уровня их развития, воспитанности.

Ориентационно-прогностичесая — выражается в уме­ниях педагога определять конкретные цели и задачи сво­ей деятельности, прогнозировать ее результаты.

Конструктивно-проектировочная — обеспечивает от­бор и организацию содержания учебно-воспитательного материала, а также проектирование не только своей дея­тельности, но и воспитанников.

Информационно-объяснительная ~ связана с тем, что педагог выступает как источник научной, мировоззренче­ской, нравственно- эстетической и другой информации.

Организаторская ~ связана с вовлечением воспитан­ников в намеченную учебно-воспитательную работу и сти­мулированием их деятельности посредством личного обая­ния педагога, его нравственной культуры, умением уста­навливать и поддерживать доброжелательные отношения с воспитанниками, побуждать их своим примером к актив­ной деятельности.

Аналитико-оценочная — состоит в том, что педагог ана­лизирует ход обучения и воспитания, выявляя в них поло­жительные стороны и недостатки, сравнивает результаты с намеченными ранее целями и задачами, сопоставляет свою работу с опытом коллег.

Исследовательско-творческая — присутствует в работе каждого вдумчивого педагога в силу большого разнообра­зия и неповторимости условий обучения и воспитания, а также в силу индивидуальных особенностей личности са­мого педагога.

1.4. Общекультурное значение педагогики

В истории развития общества складывались разные па­радигмы (примеры, образцы, модели) образования и воспи­тания, имеющие не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность:

Знаниевая парадигма — ориентирует образование и воспитание, главным образом, на усвоение знаний.

Культурологическая парадигма — в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры обучения, поведения и общения в различных социальных условиях.

Технократическая парадигма - связана с преоблада­нием средств над целью образования, задач над смыслом образования, техники и технологии над гуманитарными ценностями.

Гуманистическая парадигма — высшей ценностью здесь является не техника, а человек; основывается на гумани­стических моральных нормах, предполагающих сопере­живание, соучастие и сотрудничество.

Педагогоцентристская парадигма — рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития личности, где ведущая роль отводится педагогу.

Детоцентристская парадигма (альтернатива педагого-центристской) — ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, на развитие их индивидуальных особенностей, способностей, интересов.

Педагогические знания способствуют практической под­готовке личности к выполнению различных производст­венных, общественных и государственных обязанностей. Они дают представление о содержании и формах обучения (воспитания) в различных типах учебных заведений у нас и за рубежом. Дают представление о приемах воспитатель­ного воздействия на людей при сохранении взаимопони­мания и сотрудничества.

Изучение педагогики способствует развитию умений рефлексии (анализа) своей деятельности и формированию на этой основе потребностей к саморазвитию и самовос­питанию. Оно позволяет сознательно и планомерно орга­низовать свою личную, семейную и профессиональную жизнедеятельность, развивать свои способности, добиваться успеха в жизни.

Тема 2 . Образование как социокультурный феномен

2.1. Тенденции современной социокультурной ситуации и образование

Ключевые тенденции современной социокультурной си­туации, которые определяют направления развития об­разования в мире:

Смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло во мно­гом повторять образ жизни своих родителей, то в совре­менных урбанизированных странах наблюдается значитель­но больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заме­тен и в образах жизни, и в мировоззрении, и в личностных принципах. И это приходится учитывать при разработках образовательных систем.

Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, вклю­чающему обыденное сознание (здравый смысл), мифо­логическое, религиозное, художественное и другие виды постижения реальности. И это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе.

Изменение роли науки в обществе и смена научных па­радигм. Ранее содержание познания в большей мере опре­делялось объектом и в меньшей мере средствами, техноло­гиями познавательной деятельности. В настоящее время про­цесс познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами познания, но и с ценностно-целе­выми установками субъекта как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности.

Рзвитие информационных технологий и мировой инфор­мационной системы. Их внедрение и развитие становится решающим условием модернизации не только производ­ства, но и других сфер общественной жизни, включая образование.

Национально-культурная регионализация на фоне про­цессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей и знаний. В со­временном белорусском обществе эта тенденция проявля­ется в следующем:

а) необходимость дальнейшего социально-культурного развития белорусской нации, более активного утвержде­ния национальных ценностей, в том числе через систему образования;

б) необходимость обретения народом Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологической и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционных процессов с Россией и Европейским сообществом;

в) необходимость формирования умений жить в усло­виях открытого, динамичного общества с рыночными от­ношениями в экономике и демократией, то есть в условиях высокой степени неопределенности, автономного сущест­вования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и судьбу своих близких, за будущее нации и госу­дарства.

22 Функции и ценности образования в обществе

Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций:

Функция воспроизводства — направлена на воспроиз­водство культуры, общественного опыта и способов дея­тельности в новых поколениях людей.

Функция развития — направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом.

На практике эти функции всегда взаимосвязаны:

Образование — это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими ду­ховно-культурными ценностями. У молодого поколения формируется ответственное отношение к усвоению, сохранению и обогащению как национального, так и общечело­веческого культурного наследия.

Образование — это средство социалиализации, станов­ления и развития человека как личности. Благодаря образова­нию молодежь приобщается к жизни общества, социали­зируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории Отечества, литературе, принципам мора­ли и здорового образа жизни служит предпосылкой для формирования у молодых людей общеразделяемой сис­темы ценностей, благодаря чему они становятся созна­тельными гражданами страны.