Известно, что творцы порой неспособны, осознать своё собственное создание. Художник часто не ведает, что творит.
“Иногда, - пишет французский психолог Г. Доли, - даже сам великий человек, взирая на горизонты, которые открывает перед ним его же собственная идея, повергается в изумление и восхищение перед нею и полагает, что она снизошла к нему свыше, от какой-то незримой, верховной силы”.
О религиозной природе творчества Н. А. Бердяев говорит: “Человек не сам виновник своего дара и своего гения. Он получил его от Бога... Поэтому гений чувствует, что он действует как бы не сам, что он одержим Богом, что он есть орудие Божьих свершений и предназначений”.
И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллингу принадлежит идея бессознательного интеллекта, предшествующего сознанию. В самом деле, на основании какой очевидности и в какое сознание могли придти идеи искривления пространства, квантования времени или исчезновения и времени и пространства в “чёрной дыре”? Самые замечательные гениальные идеи сначала почему-то открываются, а уж затем начинают обосновываться, доказываться, подтверждаться. Ясно, что здесь речь не может идти о разумном постижении истины.
Ознакомление с литературой по психологии творчества показывает, что такие прозрения часто подготовлены необычными состояниями сознания и возникают из “трансперсональных источников”. В одном случае окончательное решение проблемы приходит внезапно – или во сне, или во время болезненных галлюцинаций. (Примерами могут служить: учёные Август фон Кекуле и Отто Леви, Д. И. Менделеев, Вернер Гейзенберг.) Во втором случае гениальная догадка приходит в голову по внезапному вдохновению, как считают, “из трансперсональной области” задолго до того, как общество, а часто и сам автор идеи способен её оценить. Иной раз требуются десятилетия, а то и века, чтобы создались условия для её принятия.
Как мы видим, в этой главе представлены несколько основных теорий возникновения и формирования гениальности. Но пока ни одна область научных знаний не может дать точный и однозначный ответ на этот вопрос. Поэтому гениальность рассматривается как влияния совокупности факторов на личность.
2.Характеристика гениальной личности.
Пока идет спор – какова природа гения - количество работ о гениях и гениальности продолжает расти. Если взять литературу о гении только за последние десять лет (список подобран компьютерной установкой библиотеки американского конгресса в Вашингтоне) без статей в научных журналах, она включает пятьдесят девять монографий на главных европейских языках.
На Земле только 0,5 % людей - гении; 45 % - посредственности, поэтому в мире царит посредственность. В целом же среди населения всей нашей планеты - 20 миллионов гениев. Они могут спасти 4 миллиарда людей Земли. Но для этого их надо отобрать посредством научных тестов, а потом избрать из их числа демократическим путем мировое правительство. Ворийон определил даже место пребывания этого правительства - Женева - и приготовил текст вывески на здании: «Место пребывания мирового правительства гениократии: мозг мира». Избранное правительство пребывает у власти от 3 до 7 лет.[1.c19]
В определениях гения, содержащихся в различных энциклопедиях и словарях, в научных исследованиях преобладают эпитеты превосходства. Которые характеризуют высшую меру определенных качеств - «исключительный», «феноменальный», «необычный», «предельный», - касающихся интеллектуальной мощи, поэтического дара, научных или других способностей, музыкального таланта, творческой силы вообще и т. п.
Однако Н. В. Гончаренко отмечает, что характеристика гения как высшего (предельного) развития интеллекта (ненормального избытка интеллекта, по Шопенгауэру), несомненно, односторонняя. Гений не просто сверхчувствительный человек, своеобразный экстрасенс в сфере творчества. У него многое идет не от «сверх», не от избытка чувств и чрезмерных способностей. Это чаще всего просто приписываемые ему качества.
Если бы в гении мы видели только необычное, неординарное, то есть всякого рода «супер», то тогда эстетическая категория возвышенного была бы, кажется, наиболее подходящей для выражения сущности гениальности. Однако ее с успехом можно сочетать и с категориями прекрасного, героического и, нередко, трагического.[1.c24]
Недостатками количественного подхода страдают и взгляды на гения как на своеобразный сгусток многих индивидуальностей и способностей слитых воедино. Ошибочность представлений о гении как о человеке, вобравшем и воплотившем в себе творческие черты множества людей, косвенно доказывают многие факты. Например, когда целый коллектив способных людей не может заменить гения.
Попытки раскрыть сущность гениальной личности при помощи ряда критериев предпринимались многими психологами. В научной литературе содержится обширный набор свойств, особенностей и черт, характеризующих гениальность. Но так как количественные показатели, описывающие просто превосходство гения в чём-то, не раскрывают, по крайней мере, во всей полноте, сущности этого понятия, так как они могут быть свойственны как талантам, так и просто хорошо подготовленным специалистам, поэтому более правильными являются качественные характеристики, включающие и ряд количественных.
Так американец Р. Элберт выделил ряд черт, которые должны быть присущи гениям:
1. Продуктивность, выполнение большого объёма работы длительное время (например, 119 публикаций Дарвина, 248 – Эйнштейна, 30 книг Пуанкаре).
2. Наличие в их творчестве взаимосвязанных проблем и большого числа идей, вытекающих из них. Такие труды способны оказывать ощутимое влияние на людей и обладают высоким индексом цитирования.
3. Долговечность трудов. Их значение сохраняется на длительное время, и поэтому они неизбежно получают признание.
4. Работы гениев всегда находят сторонников и порождают последователей. По мнению Элберта гениальные работы всегда связаны корнями с прошлым опытом науки.
Характеристика гения Элбертом – одна из лучших и полных в западной литературе. Одно из её достоинств в том, что он пытается постичь природу гениальности через содержание того, что создал обладающий ею. Он выдвинул «операционное» определение гения: «Человек, который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет».[1.c 26]
Существует множество других исследований, которые также выделяют качества определяющие гениальность. Так Э. Торранс и Л. Холл составили свой список особенностей гениев:
1. «Способность творить чудеса», где чудеса - это действия, не противоречащие законам природы, но выходящие за рамки обычных;
2. Высокая степень эмпатии;
3. Ореол исключительности. Его носители способны «вдохновлять и внушать веру в свои силы всем, кто с ними общается. Эта способность связана с умением сопереживать, с интуицией, дружелюбием и оптимизмом»;
4. Способность разрешать конфликты, особенно в тех ситуациях, когда они «не имеют логического решения». Обладание этой способностью,- возможно, связано с тем, что высокоодаренные, творческие личности соединяют в себе множество прямо противоположных черт: «Они более мужественны и в то же время более информированы, более конформны, в то же время более нонконформны, более автономны и более зависимы, более серьезны и больше склонны к игре, более робки и более бесстрашны, больше уверены в себе и больше склонны к сомнениям в своих силах, более восприимчивы и более самостоятельны по сравнению с менее творческими коллегами. Они интегрируют эти полярные противоположности в своем мышлении и потому обладают необъяснимой способностью решать проблемы, которые, казалось бы, не поддаются логически разумному разрешению»;[1.c26]
5. Наличие чувства грядущего, связанное с их богатой фантазией и интуицией;
6. Способность к трансцендентальной медитации.
В тоже время ещё один американский психолог К. Тэйлор указывает на такие черты высокоодаренной личности как: стремление всегда быть на переднем крае; независимость и самостоятельность; склонность к риску; активность; любознательность; неутомимость в поисках; неудовлетворенность существующим (методами, традициями), что вызывает неудовольствие окружающих; не просто отрицание, а стремление изменить существующее; нестандартность мышления; готовность принимать решения; дар общения; талант предвидения.[1.c28]
Набор типичных особенностей гениальной личности, вроде приведенных, обычно делался на основе изучения черт множества выдающихся ученых, художников, политических деятелей, гениальность которых считается общепризнанной. Но иногда модель гения конструировалась на основе описания и исследования особенностей одной великой личности.
Такую попытку сделал Дж. Холтон, изучив материалы о личности и деятельности Эйнштейна и его труды. Он формулирует 5 особенностей гениального ученого:
1) глубина постижения научных проблем;
2) необыкновенная ясность мысли, проявлявшаяся в четкости постановки научных проблем и в простоте «мысленных экспериментов»;
3) феноменальное умение уловить почти незаметные значимые сигналы на фоне «шума» в любой экспериментальной ситуации;
4) настойчивость, энергия, полная самоотдача и абсолютная вовлеченность в излюбленную область науки;
5) умение создать вокруг себя своеобразную атмосферу, которую трудно описать.
Всех достоинств, признаков, особенностей, которые находили исследователи в гениях, не возможно перечесть. Однако среди них можно выделить те, на которые чаще всего указывали исследователи. Установление устойчивого и повторяющегося, как известно, один из надежных путей, ведущих к обнаружению сущности, закономерности. Заслуживает внимания и такое обстоятельство: в течение времени в зависимости от различных факторов - престижа той или другой деятельности, того, какие способности человека ценились, прежде всего, а также степени познания самого человека и т. д. - на первый план выдвигались различные черты гениальной личности.