В начале XX столетия чаще всего указывали на такие способности гениальности как универсальность и разносторонность. В XX веке, когда в работах о гениальности стали доминировать проблемы исследования творчества великих ученых, стали чаще подчеркиваться, кроме указанных, и такие способности: стремление к открытию и познанию нового или к усовершенствованию существующего; нестандартность, оригинальность мышления; дар предвидения, ориентация на будущее: неутомимость в поисках, энергия, трудолюбие, настойчивость в достижении успеха; инициативность и стремление к доминированию, способности принимать решения; стремление к независимости и самостоятельности, «непослушание» в суждениях и поведении.
Все указанные черты, взятые вместе, характеризуют собирательный образ гения, но вряд ли мы найдём много великих людей, которые бы обладали всем этим набором характеристик. Кроме того, эти особенности, развиты не одинаково, - комбинация их всегда индивидуально-неповторима, и проявляются они по-разному. Если же учесть сложнейшую психологическую структуру гениальной личности, то способствующей проявлению этих черт, то, наоборот, подавляющей их, - станет ясно, насколько трудно составить общую модель гения.
Таким образом, сущность гения в области науки и искусства можно определить как органическое слияние высочайшего интеллекта, способного к глубокому постижению истины, волевой целеустремленности и интуитивной проницательности и богатства чувств (прежде всего чувства нового), проявившихся в высокопродуктивном творчестве, результатом которого являются вершинные научные и художественные достижения гуманистического содержания, ставшие этапом в прогрессе человеческой культуры.[1.c3]
3.Гениальность у женщин.
Все сказанное о гениях верно как по отношению к мужчинам, так и по отношению к женщинам.
Но к сожалению доказанное в теории не везде стало фактом реальной жизни. Учитывая, ситуацию прошлого времени, когда основную роль в науке и политике играли только мужчины, а женщинам предписывалась роль хранительницы домашнего очага, а также ряда традиций и многих религиозных особенностей культуры, где их тысячелетиями не допускали на мужскую половину - и в клубе, в обществе, даже в доме. Всю силу фантазии, умения и искусства они должны были использовать на слишком узком поле деятельности - в кулинарии, в изготовлении одежды, в поддержании чистоты жилища, в уходе за мужем и детьми. Смысл жизни женщины - мужчина, он ее судьба, все ее запросы должны замыкаться на том, чтобы обеспечить ему максимум удобств независимо от того, оба ли они свободны или лишены свободы, и вырастить детей. Эта непререкаемая догма утвердилась со времен патриархата.
Никто с такой страстью не возносил женщину до небес, не осыпал похвалами ее тонкий вкус, глубину чувств и разнообразие ее способностей, как мужчины. Но никто и не сделал больше, чем мужчины, чтобы не дать этим способностям проявиться. И хотя социальные условия не у всех классов были неблагоприятны, однако почти никогда женщины не имели равенства с мужчиной. Даже социальная эмансипация женщины не стала эмансипацией для мужской психологии, не устранила тысячелетиями складывающихся традиций, груз которых несла и во многом еще продолжает нести женщина.
В начале XX столетия общее настроение относительно способностей женщин высказывал Макс Нордау в книге «Психо-физиология гения и таланта»: «…женщины есть не личность, а вид, она пассивная воспроизводительница видовых черт. Женщины гораздо однообразнее мужчин; между прачкой и принцессой разницы почти нет. Женщину влечет банальное. Разумеется, есть и женщины, которых можно назвать оригинальными, но хотите принять совет, берегитесь оригинальных женщин!» [3. c61]
Правда, в некоторых трудах о гениальности, написанных уже ближе к нашему времени, содержались поблажки для женщин. Так, в труде А.Реймбаера «История развития талантов и гениев» говорится, что существовали гениальные царицы и королевы – у них больше чем у мужчин было развито чувство целого. Автор также допускал, что в живописи женщины достигают виртуозности в форме, но затрудняются в постижении сущности. Они лучше изображают детей и женщин, хуже – мужчин.
В мировой литературе о гениях лишь иногда можно было встретить адекватную оценку способностей женщин. Но мир изменился, изменилось и отношение к женщине. Они были допущены на поприще общественной деятельности, в сферу искусства и науки. В некоторых странах женщины обрели социальный статус равенства с мужчинами. По-другому стали проходить и исследования психологов по вопросам достижений женщины. Женский талант наиболее полно выразился в медицине и образовании. Исследования Л. Саймон показали, что 5 000 женщин – докторов философии, работающих в области социальных и гуманитарных наук, по числу публикаций столь же продуктивны, как и мужчины. Американские психологи Л. Гайер и Л. Фиделл пришли к выводу, что утверждение «женщина вообще менее продуктивна, чем мужчина», в сфере научных исследований не состоятельна.
Ряд исследований в психологии Айзенка показали, что женщины несколько превосходят мужчин в способности к запоминанию, а также по словесным способностям. Они быстрее овладевают практической грамматикой языка, раньше начинают говорить, их словарный запас богаче. Его вывод об общем интеллекте и общей умственной одаренности совершенно определенный: нет никаких оснований говорить о превосходстве того или иного пола.
Заключение.
В данной контрольной работе я попробовала выделить и описать главные моменты обширного исследования. Как пишет в своей статье Гончаренко: "Гении вполне нормальные люди со здоровой психикой. Ненормальным у них часто бывает образ жизни, некоторые поступки, трудно объяснимые с точки зрения обычных представлений, и, конечно, их "безумные идеи" или замыслы, обгоняющие век, пугающие размахом, новизной и непохожестью на до сих пор существовавшее. Поль де Крюи пишет о Пастере, что он "проделывал самые дикие и сумасшедшие опыты - опыты, какие могут прийти в голову только помешанному человеку, но в случае удачи превращают помешанного в гения".
Список используемых источников:
1. Гончаренко Н.В.: Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. – 432с.
2. Бердяев Н.А.: Смысл творчества. - М., 1989. - С. 393-395.
3. Нордау М.:Психо-физиология гения и таланта. Киев-Харьков, 1898.