Отметим, что все герои Достоевского настолько живые, что становится очевидным, что они являются переживаниям самого Достоевского.
Если вообразить, что Достоевский услышал бы все наши вышеизложенные рассуждения, то он бы с нами сначало не согласился бы, потому что он сознательно этого не понимал. Но позднее, в силу того, что он был сам прекрасным психоаналитиком, он принял бы нашу точку зрения.
Но не только инцестуозная привязанность к матери противодействует изживанию сексуальности, но и зависимость от отцовского авторитета распространяет запрещение инцеста и на всякого рода сексуальную активность.Все это не давало возможности вылиться нормальному либидо и регрессировало к извращенности и порочному сладострастию. Противоречие и амбвивалентность, конфликт внутренний двух миров присутствовали всегда в Достоевском и это выражалось в его произведениях. Поэтому все герои Достоевского очень противоречивы. Все они любят и одновременно ненавидят с одинаковой силой. Ни один из них не знает, в конце концов, любит ли он или ненавидит, уважает или презирает. У всех у них раздвоенный характер. Маленький мальчик в «Подростке» горячо любит отца и ненавидит. Обманутый муж заботится о любовнике своей жены, чтобы затем убить ее им же спасенную. Иван Карамазов одновременно любит и ненавидит Катю, которая отвечает так же, причем она не может выбрать между двумя братьями Иваном и Митей. Настасья Филипповна любит князя Мышкина и в то же время убегает от него.
Все вышеприведённые герои - это сам Достоевский со всеми своими противоречиями. Все они субличности (части личности) Достоевского, но воплощенные в его героях. И во всём этом есть конфликт Достоевского, его переживание – главная “пружина” психологии художественного творчества этого великого гения. Там, где есть амбвивалентность или двойственность, там есть невроз и напряжение, как главные составляющие творчества. Именно, благодаря этой противоречивости, благодаря этому неврозу, Достоевский является гением и притягивает нас своим творчеством. Если мы и наслаждаемся произведениями искусства, то потому, что в них есть противоречия. Есть двойственность характеров, есть некая тайна, некая пружина, некий конфликт, который должен разрешиться. В тех произведениях, где нет противоречивости характеров, там нет истинного искусства и эстетического наслаждения. Таким образом, противоречивость Достоевского стала основой его эстетики. Он не знал законы эстетического наслаждения, но владел ими природно, а не искусственно.
Достоевский был по сути дела маленьким мальчиком, немного пренебрегаемым матерью и строго муштруемым отцом. Одинокий в отцовском доме и школе, полный сильных вытесняющих влечений, неисполнимых желаний, мыслей о богатстве, могуществе и силе. Спасается он в действительности в мире фантазий, мечты, где могут быть исполнены все его неудовлетворенные желания. Вот из этих то желаний и возникли его произведения, в основе которых были эротические влечения, их предмет бессознательные инцестуозные желания.
ДОПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ
1. Психоаналитический подход – это модернизм в творчестве и искусстве
2. Психоанализ основан на анализе прошлого в психике. Не пора ли создавать психоанализ на основе анализа будущего в психике?
3. Художественное творчество некоторых подобно сновидению. Оно стоит в одном ряду с фантазиями, оговорками, сновидениями. Творчество для некоторых всегда некое сновидение. Поэтому механизмы творчества, в той их части, которые связаны с интуицией, по-видимому, аналогичны с механизмами образования сновидений, мечтаний, фантазий. Между ними есть общее, их структуры в чем-то совпадают. По сути, наши сновидения – это наше ночное творчество, но без участия нашего сознания. Но кто режисёёр монтажа этих ночных фильмов (По Юнгу архетип самости). В нас есть нечто, что творит за нас. Настоящее творчество – это всегда нечто, что связано с работой подсознания, с работой сновидения. Для большинства гениальных художников творчество это единство сновидения и реальности, сознания и подсознания.
4. В чём заключается сходство диалектического и психоаналитического подходов? В катарсисе. При психоаналитическом подходе имеет место избавление и очищение как некий катарсис, который происходит благодаря процессу выражения чувств художника. И в диалектиком подходе имеет место катарсис, о котором идёт речь в законе эстетической реакции Выготского. Но чем отличаются эти катарсисы?
5. Истоки творчества и искусства согласно психоаналитическому подходу заключаются в принципе удовольствия. Психоаналитическая эстетика - это эстетика как удовольствие, вызванное снятием напряжения, вызванного сопротивлением сознания выходу энергии либидо, это эстетика лечения и самолечения души от неосознаваемых причин страданий. С другой стороны, художник творит, рассчитывая на избавление от страданий. Он творит, снимая свой некий невроз. Искусство радует потому, что лечит, облегчает страдания, подсказывает как избавиться от них. Кроме того, согласно психоанализу, необходимо учитывать и роль комплексов в творчестве. Благодаря им художник творит благодаря тщеславию, творит потому, что желает познать мир (принцип всемогущества).
6. В постановке Марка Захарова «Обыкновенное чудо» есть персонаж – Волшебник (О. Янковский). Согласно психоанализу, проведённому нами, в волшебнике заложены переживания и размышления самого М. Захарова.
7. Эстетическое наслаждение от музыки может быть вызвано воспоминанием прошлого, которое вызвала эта музыка. Это проявление психоаналитический подхода в искусстве.
8. Психоаналитический подход при восприятии искусства заключается в процессе катарсиса, озарения, снятия конфликта между сознанием и подсознанием. Психоаналитический подход в психологии художественного творчества, заключается в том, что художник творит, лечится, снимает внутренний конфликт прошлого, творит в диалоге с прошлым (в частности в диалоге со своими родителями, со своими любимыми, со своими близкими и т.п.) Кроме того, часто процесс художественного творчества – это своего рода сновидение, а также интуиции в форме вещего сна.
9. А.С. Пушкин, благодаря любви и энергии либидо писал письма Анне Керн, а также написал «Я помню чудное мгновенье». А Глинка, влюбленный в дочь Керн - Катерину, написал романс, посвященный Катерине на стихи Пушкина.
10. В конце концов, согласно Зигмунду Фрейду, если собрать все знаки, буквы и слова писателя и трансформировать их по определённым правилам, то, образно говоря, останется только один звук «У-У-У» и это звук будет звуком сексуальной озабоченности, звуком страдания от сексуального неудовлетворения. Конечно это не так. Это упрощение и извращение учения Фрейда. Хотя в нём есть большая доля истины. Это хороший показатель того, к чему может довести модернизм, ярким представителем которого является психоанализ.
11. Нами был проведён психоанализ архитектурного творчества глав администраций республики Татарстан (в дальнейшем сокращённо будут представлены только их инициалы). Что сразу бросается в глаза... Это контраст... Кто-то из глав администраций хочет удивить мир оригинальностью и смелостью замысла (дом Р. А., П. Ч., М.З.), кто-то - парадностью (дом Н. Ш., Н. З., А. С.), а кто-то, напротив, обрести тихую и скромную гавань (дома глав районов Казани В. Б., Р. Б.) Ho никакими постмодернизмами, деконструктивизмами и неомодернизмами здесь не пахнет. Иными словами, психологических отклонений у глав администраций не наблюдается. Кроме того, не наблюдается клаустрофобии (боязни закрытых помещений). Похвально то, что среди глав администраций нет лиц со склонностью к мании величия (высокие храмы и башни со шпилями никто не построил). В большинстве своем наши главы - прагматики и к строительству дома подошли рационально. Теперь то, что касается эмоций и поведения. Поможет нам теория известного в мире психолога Макса Люшера. К "воздушному" (веселый, радостный, общительный, отзывчивый) типу личности относятся люди, для которых целью является беззаботная свобода. Они ожидают от всего нового лучших возможностей, которые освободят их от ограничений, препятствий, помех или забот. Они чаще живут в помещениях недостаточно широких и недостаточно открытых. Их окна не должны члениться никакими переплетами, а должны простираться от стены до стены или открывать как можно больший горизонтальный вырез стены внутреннего помещения и выходить в свободное (незастроенное) пространство (дома Р.К. и Т. Х.) Они чувствовали бы себя стесненными, если бы их окна были недостаточно широкими. К "земляному" типу (серьезный, строгий, важный, настойчивый) относятся люди, для которых главное - уверенность. Они хотят удержаться и быть уверенными, что обладают властью, что с ними считаются. Они любят исключительно прямоугольные помещения. Углы для них - это точки фиксации, по которым они могут оценивать дистанции и пропорции, чтобы располагать все ясно и четко. Чтобы чувствовать себя надежно в твердо упорядоченной структуре (дома Н.Ш., Р. Х., И. Н.) Люди этого типа предпочитают высоко держать голову. Для них благородными и достойными считаются только высокие окна. Кованая железная решетка перед окнами повышает чувство их уверенности и одновременно аристократизма и изысканности (дом И. Г.). К "огненному" типу личности (оживленные, деятельные, воодушевленные, активные) относятся люди, цель которых - успех, чего бы он ни стоил. Они любят длинные помещения, длинные залы с колоннами, длинные крытые галереи, длинные коридоры и прихожие (дома И. М. и Р. М.). Для "водяного" типа личности (довольный, удовлетворенный, спокойный) главное - успокаивающее довольство, гармония и любовь. Они стремятся к защищенности и безопасности (дом Р.Ш.) Даже в большом доме они, по-видимому, находят маленький уголок или каморочку... и обитают там. Они любят пещерообразные помещения, округленные стены и ниши, в которых они могли бы уединиться. Им нравятся низкие помещения крестьянских домов с их толстыми стенами и сводами, круглыми окнами (дом Р. Г.) Чаще всего этот тип личности соответствует женщинам. Поэтому можно предположить, что при строительстве домов Р. Ш. и Р.Г. учитывали вкусы своих жен. Не исключено, что руководили строительством их жены. Дома А. Н. и Г. Х. сочетают в себе европейский стиль и татарский орнамент. Чего нельзя сказать о других домах. Хочется верить, что это не связано с комплексом неполноценности остальных глав администраций. Дом А. И. имеет неправильные, зигзагообразные формы, что, по-видимому, свидетельствует о высокой манипулятивности и прагматизме его хозяина. Дом А. Д. скромен. По-видимому, он и сам является таковым. Но можно ли говорить о скромности В. Б., А. Б., Ф. Д., Э. Ф., Р. Ф., К. Н., Ф. Ш., Р. З., Ф. Г., Г. М.? Может быть, это не скромность, а своеобразная защита или маскировка? В целом можно сказать, что главы наших администраций в большинстве своем - люди творческие, одаренные, знающие чего хотят. Хочется пожелать им дальнейших творческих успехов... и не только в области архитектурного самовыражения!