Смекни!
smekni.com

Психология креативности и искусства, Гарифуллин Р.Р. (стр. 18 из 58)

20. Суета – много движений, но мало действий, в результате нет продвижений. Не стоит рассеиваться в разных реальностях, и создавать видимость действий. Это действия без движений вперед. Как-то увидел как работает режиссёр-постановщик Сергей Говорухин и понял, что у них нет суеты, а есть движение вперед.

21. Эмпирический подход проявляет себя тогда, когда художник творит на основании эксперимента, импровизации (будучи не готовым к творчеству). Это метод взаимодействия с реальностью, с надеждой на то, что реальность подскажет (когда голова пуста и не имеет творческого потенциала, а заказ выполнять надо). Это разыгрывание, экспериментирование всего и вся, это психодрама.

22. Эмпирическое искусство, как некий опыт, урок. Зритель и слушатель терпеливы, находясь в ожидании и поиске.

23. Эмпирический подход позволяет музыкальному произведению при повторном прослушивании стать родным. Здесь работает закон «стерпится слюбится» в искусстве.

24. Автору необходимо дать увидеть свой спектакль со стороны. Дать почувствовать написанное как нечто чужое, как нечто не им написанное.

25. Смерть автора хорошо себя проявляет в психодраматическом подходе.

26. Пример психодрамы. Представьте себе, что стоматологическая клиника умеет разговаривать и она говорит, дескать, извини, у меня внутри очередь, загляни ко мне через полгода, а до этого она (клиника), внушала мужчине, что у него здоровые зубы.

27. Психодрама начинается тогда, когда девушка, которая родилась после смерти великого актёра, систематически ходит к нему на могилу и признаётся ему в любви.

28. Психодрама – это по сути постмодерн в театре, противопоставление, соотношение зала и сцены. Как они могут меняться местами. Зала может не быть. Аудитория может носить другую функцию и т.д.

ЛЕКЦИЯ 7

МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОДХОД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

С одной стороны, мы говорим о художественном творчестве как божественном и интуитивном процессе, где имеет место вдохновение и т.п., но с другой стороны, в искусстве часто имеют место различного рода технологии и искусственные приемы, позволяющие вызывать у потребителей искусства нужные для художника реакции. В первом случае художник органично “дышит своим творчеством” и творит. Но с другой стороны, существуют технологии создания того или иного произведения. Именно этому мы и посвятим наше дальнейшее изложение.

Ранее, мы говорили о том, что Достоевский противоречивый автор, и вся его противоречивость представлена и отражена в его произведениях. С другой стороны, в психологии искусства (согласно Выготскому) показано, что для того, чтобы произведение, имело успех и вызывало эстетические переживания, необходимо чтобы оно было противоречивым, чтобы в произведениях обязательно было противопоставление, противодействие двух аффектов, двух сил, которые создавали бы напряжение или сильные переживания, причём такие, чтобы, в конце произведения эти напряжения разрешались бы в виде катарсиса, как некоей разрядки двух противоположных напряжений. Возникает вопрос: Достоевский, что, знал эту технологию, когда писал свои романы? Знал о противодействии этих двух аффектов? Так уж получилось, что сознание Достоевского как творца так развивалось, что удовлетворяло тем законам, благодаря которым искусство становится искусством, нравится читателю. Таким образом, с одной стороны, есть противоречие в самом сознании Достоевского, и он его как бы разрешает и выражает в своих произведениях, а с другой стороны, всё это соответствует требованиям технологии, позволяющим искусству быть искусством. Но не всё, то что вызывает эстетическое наслаждение является искусством. И всё таки возможно, что Достоевский и догадывался о законах психологии искусства.

Ниже мы коснёмся причин, благодаря которым художественные произведения вызывают в нас наслаждение и кайф, состояние радости и эйфории. Мы это всё будем рассматривать вне зависимости от личности художника-творца, в силу того, что есть такие законы в искусстве, которые не связаны с психологией творца. Эти законы воплощены и “зацементированы ”в самом произведении искусства и только в нем. И существуют эти законы сами по себе, вне психологии творца. Если законы существуют сами по себе, то это объективные закономерности внутри произведения, благодаря которым оно радует нас, вызывает эстетическое переживание и становится образцом художественного творчества. Таким образом, с одной стороны, в самом искусстве есть самодостаточные внутренние подходы, а с другой стороны, сам творец, обладая определенными свойствами, выражает себя в искусстве, и в результате происходит нечто, что мы называем феноменом прекрасного.

Бывает, что творец-художник от души создаёт произведение, наслаждаясь и будучи уверенным, что это понравится всем. Но будут ли его воспринимать, будет ли успех? Часто его не бывает. Потому что это было субъективным творчеством. Такой художник, возможно, не учел особенностей восприятия своего произведения. сценарист, который пишет сценарии, может переживать очень Пример. Сценарист пишет сценарий, описывая какие-то сцены подробно, в силу того, что это в нём вызывает переживание. Когда появляется гигантский сценарий, то он оказывается утомительным для восприятия. Начинаются съемки и появляется фильм-тягомотина.

В психологии киноискусства есть свои требования и законы, основанные на психологии восприятия, внимания, ваоображения, времени и пространства и т.д. Порой, необходимо за короткое время уложиться, причём так, чтобы была и завязка, и развязка, и кульминация, чтобы все было ярко и понятно. И поэтому, критерием успеха не является то, насколько творец сам, по своим ощущениям считает это произведение хорошим. Здесь существует гигантская пропасть между субъективной оценкой самого автора и тем, насколько это будет нравиться зрителю или читателю.

Пример. Есть музыканты и слушатели, с определенным типом восприятия. Для них прозаические звуки кажутся “космосом”. Это гениальные слушатели звуков и музыки. Но гениальна ли музыка, которую они слушают? А музыки-то, возможно, нет! Но они, будучи гениальными (или патологическим) личностями, что-то там находят. Находят так, как в облаках.. Если на них смотреть, то можно увидеть что угодно. Эта великая сила воображения! Вот так появляются симфонии, которые понимают только гениальные слушатели. В них нет “зацементированных” универсальных законов и подходов искусства, которыми обладают многие гениальные музыкальные произведения от Моцарта до Бетховена. Но возможно просто не пришло время?….

Анализ показывает, что многие композиторы паразитируют на определенных музыкальных гармониях, которые любит народ-обыватель. Автором этих гармоний являются другие, но за плагиатом в области гармонии углядеть очень сложно. Таких паразитов в “искусстве” и на эстраде сейчас множество. И, поэтому, такие художники больше технологи-конъюнктурщики. Они идут на поводу обывателя, балуя и поглаживая его слух. уже известными музыкальными формами, не создавая ничего нового. В настоящее время таких песенок и ритмов очень много.

Пример. На татарской эстраде звучат сотни и сотни новых песенок. Один композитор заявил, дескать он написал 1200 песен. Искусство ли это?. Здесь приходят технологии, тираж, штамп. Но, порой всё это хорошо покупается и продаётся…

Таким образом есть такие законы, с помощью которых можно воздействовать на воспринимающего и в нем будут возникать эстетическое наслаждение, эйфория, кайф, радость и т.п. Иными словами, можно манипулировать воспринимающим и получать нужную реакцию. А уж коль мы применили понятие «манипуляция», то необходимо дать ему определение. Для этого рассмотрим феномен общения между людьми.

Существует три вида общения между людьми:

1)Чувственное общение.

2)Информационное общение.

3)Манипулятивное общение.

Чувственное общение.

Пример чувственного общения. На берегу реки стоят влюбленные, смотрят вдаль и молчат. Они ни о чем не говорят… но общаются, понимая друг друга с полуслова. У влюбленных имеет место как бы телепатическое общение. Такое общение может быть месяц, две недели, два дня.

Чувственного общения, к сожалению в мире очень мало.

Информационное общение.

Здесь мы передаем друг другу различную информацию, необходимую для каких-то целей.

Манипулятивное общение. Это дезинформационное общение. В этом случае, в общении имеет место ложь, дезинформация. Здесь личность воздействует на другую с какими-то целями, о которых манипулируемая личность не знает.

Таким образом, манипуляция - это скрытое воздействие на личность, при которой другая личность ведет себя по программе манипулятора, имея иллюзию самостоятельности принятого решения.

Как проявляют себя процессы манипуляции в художественном творчестве? Если художник создаёт своё произведение, используя законы психологии зрителя, то он уже становится манипулятором. Поэтому, необходимо знать законы манипулирования зрителем, слушателем и т.д. Кто-то из читателей может возразить, дескать это не имеет никакого отношения к истинному художественному творчеству. Увы! Современное искусство технологично, а значит манипулятивно. Вбольшинстве случаев современное искусство - это многокомпонентный продукт, в котором соединены разные составляющие, разные авторы.