2. Использование макетов, заменяющих архитектурные сооружения. Благодаря этому экономятся большие средства, тем более что по сценарию часто эта архитектура может разрушаться.
3. Кинофотомонтаж, позволяющий соединить несоединимое, совмещать не совместимое. В настоящее время компьютерная графика шагнула настолько далеко, что возможно соединение десятка отснятых сюжетов в один, причем из каждого сюжета выбирается только определенный элемент. Поэтому артисту, живущему в Москве, не обязательно летать в Париж. На киновидеоленте он будет гулять по улицам Парижа, на которых почему-то могут оказаться только чернокожие африканцы.
4. Операторское искусство съемки. Многие обманы зрения организуются непосредственно оператором.
5. Искусство озвучивания.
6. Приемы, основанные на знаниях законов пиротехники, физики, химии, механики и т.д. применяются при съемках кинобоевиков и др.
7. Искусство декораций.
Пример . ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ.
Герой поднимается вверх по стене пятиэтажного дома, и зависает ногами вниз, держась за подоконник.
СЕКРЕТ. Стена пятиэтажного дома — декорация, лежащая на полу. Артист ползет вдоль горизонтально расположенной стены, т.е. лежит на стене.
Аналогично снимается сцена с альпинистами.
8. Искусство иллюзий.
Пример. Иллюзия обильно текущих слез создается специальным физиологическим раствором.
9. Искусство пиротехники.
Основные заблуждения актёров. 1. Многие из них считают, что могут сыграть практически любую роль. В действительности самая лучшая роль, сыгранная актером — это роль, максимально похожая на личность самого актера. Многие артисты всю свою жизнь посвящают именно таким ролям. Фактичес ки играют себя. Талант ли это?
2. Не отличают талант от известности.
Эстрада и шоубизнес. Искусственное заблуждение зрителей, направленное на получение хороших доходов от проведения концертов, организуется благодаря:
1. Хорошей и умелой рекламе (популярные телепередачи и периодические издания. См. "Реклама".)
2. Созданию благоприятного имиджа. Этот имидж ничего общего не имеет в действительности с обликом артиста. В начале эстрадной карьеры лицо исполнителя умышленно не рекламируется. В это время он чаще звучит на аудиокассетах и радио. Почему? (см. третий пункт).
3. Исполнению под фонограмму (под "фанеру "): артист не поет, а просто открывает рот. Это позволяет продюсерам заключать договора сразу с несколькими концертными площадками, поднимая таким образом "производительность труда". Очевидно, что на всех концертных площадках петь одновременно один исполнитель не может. Эту задачу разрешают его двойники. Зритель подлога не обнаруживает, так как ярко не представляет истинного облика артиста.
4. На определенном этапе показывается истинное лицо исполни теля. После этого организовать двойников уже сложнее, и все же такая практика существует и обеспечивается:
а) плохим освещением сцены;
б) хорошим гримом;
в) значительной удаленностью от зрителей.
5. Приемы искусственного ажиотажа. (Например, сдержанная продажа билетов и др.)
6. Прием "приглашенных мировых звезд", которые почему-то "не смогли приехать ".
7. Зрители раскупают билеты на концерт артиста, который в действительности на концерте появляется лишь во втором отделении на небольшое время.
В остальном приемы блефа в шоубизнесе схожи со способами, применяемыми в предпринимательской деятельности.
1. Искусство подделки:
а) Картина просто перерисовывается художником. Для этого используется специальная сетка, которая накладывается на картину. "Художник " перерисовывает ее от квадрата к квадрату.
б) Картина отражается с помощью диапроектора на экране (холсте). Художнику остается лишь обвести и раскрасить.
2. Прием фотопроектирования, имеющий несколько этапов:
а) Создание фотографии.
б) Отражение фотографии с помощью диапроектора на экран.
в) Обведение и раскрашивание изображения, созданного диапроектором.
г) Дальнейшее доведение картины до совершенства.
3. Приемы с использованием трафаретов.
4. Тиражирование картин. Для этого используются вышеприве денные приемы.
5. Прикрытие авангардом.
Пример. Один малоизвестный художник-декоратор вылил на холст поллитровую банку синей гуаши, размазал ее. Обрызгал другими цветами красок и поставил это творение в качестве эксперимента на выставку авангардного искусства. По опросам посетителей выставки только 4% догадались, что это халтура. Большинство зрителей с большим интересом осматривали эту картину, причем некоторые из них (наиболее внушаемые) увидели в ней нечто большее, "что задумал художник ".
В настоящее время мастерство подделки в изобразительном искусстве часто зависит от возможностей копировальной техники.
1. Плагиат. Для этого композиторы много путешествуют, слушают мелодии народов мира. Иногда просто воруют темы у малоизвестных начинающих композиторов.
2. Некоторые эстрадные композиторы и исполнители "жуют" одну и ту же музыкальную тему, распространяя ее на десятки песен.
3. Симфонизация украденной темы. Пишут симфонии на народные темы и произведения молодых (малоизвестных) композиторов.
4. Исполняют под фонограмму.
5. Прием "высасывания из пальца".
6. Манипуляции и шанжировки с ритмами и мелодиями множества уже написанных произведений.
Есть редакции, которые не возвращают рукописи, якобы "не соответствующие уровню" и т.п. А есть предприимчивые члены редколлегий, которые используют идеи, сюжеты, изюминки из этих рукописей в своих произведениях.
Вообще в искусстве распространенное явление, когда на старых, богатых творцов работают практически безвозмездно (или за плату) молодые и бедные.
Согласно Б.В. Маркову, глубочайшие изменения произошли в сфере искусства. Бросается в глаза смешение форм и стилей. Вместо дискуссий междупредставителями различных непримиримых направлений сегодня царит полное безразличие к различиям, и они воспринимаются как само собой разумеющееся, встречающееся буквально на одном полотне, одна половина которого может быть выполнена в классической, а другая в постмодернистской манере. Искусство перестало творить идеальные образы, выражающие идеалы красоты. Оно всегда с чем-то соотносилось: с "самими вещами" или с вечными ценностями. Во всяком случае, оно отличалось от повседневности и уводило в мир прекрасного. Поэтому у него была своя территория: картинная галерея, музей, наконец, место в комнате, где человек отвлекался от "злобы дня", где взор его отдыхал, созерцая красивые изображения. Современное искусство формировалось как протест против резкого разделения прекрасного и безобразного, культурного и некультурного. Первый шок вызвала картина, изображающая писсуар.
Кажется парадоксальным, что сегодня стоимость этой картины
достаточна для строительства десятков этих нужных заведений.
Почему же за не вызывающие удовольствие произведения искусства люди платят такие большие деньги?
Вместе с тем преодоление границ высокого и низкого стало
решительным шагом эстетизации мира. Так упомянутое заведение может выглядеть не так, как оно обычно устроено у нас, а как настоящий храм. Поэтому более важными по своим последствиям были не акции авангардистов, а усилия часто неизвестных дизайнеров, которые одели машины плотью вещей. В то время, как искусство пытается разобрать предметы на составные элементы и выявляет конструкцию, арматуру вещей и лиц, охотно подчеркивает механический расчет в изображении мостов, вокзалов и других сооружений, дизайн, наоборот, покрывает механику поверхностями, отшлифованными классическим искусством. Кажется, что в этом нет ничего плохого. И раньше ремесленники, особенно ювелиры, столяры, гончары, кузнецы, оружейники, придавали изделиям красивую форму, которая была соразмерной и сподручной и вместе с тем отображала назначение вещи. Нынешние дизайнеры, скорее, скрывают назначение вещей, и под красивой поверхностью нет ничего впечатляющего. Если открыть крышку прибора, то можно увидеть отдельные блоки и микросхемы, но это не идет ни в какое сравнение с тем зрелищем, которое представилось глазам ребенка, впервые разобравшего механические часы. Благодаря эстетизации вещи виртуализируются и обретают знаково-символическую форму. Наряду с растворением вещей в искусстве происходит растворение искусства в вещах. Перечеркнув границу утопии и реальности, оно исчезает само. Таким образом, есть какая-то связь дизайна и акций авангардистов, протестовавших против производства прекрасных произведений, которыми может наслаждаться утомленный повседневными делами человек, против места и времени, отведенных искусству: выставочных залов и музеев, театров и концертов, которые посещаются в свободное от работы время. Как бы высокомерно мэтры современного искусства ни относились к дизайнерам и модельерам, они делают общее дело - воплощают эстетические каноны в реальность и этим способствуют исчезновению как реальности, так и искусства. Более того, эстетическое теперь уже ничего не выражает ни вне человека, ни внутри его. Оно соотносится само с собой и тоже становится похожим на работающий вразнос подход. Циркуляция стилей и форм, смена моды заменяют проблему оправдания и обоснования, которая раньше соотносила изменения в искусстве с изменениями социально-культурных парадигм, ломкой мировоззрения и самопонимания человека. Говорят о дематериализации искусства, о минимальном, концептуальном искусстве, искусстве взгляда, антиискусстве, об эстетике транспарентности, исчезновения и нетелесности, но в действительности повсюду эстетика материализуется в материальной форме. Отсюда искусство не имеет стимулов к становлению и ограничивается игрой в свое исчезновение. И оно это делает почти целое столетие по правилам своей игры. Как и всякая исчезающая понятийная форма, оно раздваивается в процессе симуляции, но это не уберегает его от исчезновения, и оно занимает свое место в музеях.