Смекни!
smekni.com

Психология креативности и искусства, Гарифуллин Р.Р. (стр. 26 из 58)

40. Закон Гайдая. Не смеяться в кадре, чтобы смеялся зритель.

41. Нина Рота, композитор – он как наш композитор Петров, но это итальянский композитор для фильмов Феллини, Коппола «Крестный отец». Он улавливал интонации эпохи. Это диалектико-материалистический подход, как отражение реальности, подражание природе.

42. Если мы с помощью диалектико-материалестического подхода отражаем живость (живой диалог), то в нем уже содержатся другие подходы художественного творчества.

43. По-видимому, всё-таки нет полностью народных сказок, песен. У них были свои авторы. Просто их не зафиксировала история, они не умели писать, были безграмотными. В постмодернизме тоже имеет место смерть авторов. Всё это диалектическое возвращение к эпохи отсутствия авторов.

44. Есть развитие вещей внешнее…растет дерево, растет ребенок, стареет машина и т.д. они меняются и производят на нас разное впечатление. Но есть внутреннее развитие, приводящее к иллюзии того что вещи развиваются. Так например, в процессе преодоления и динамики многие вещи, которые не меняются, кажутся нам более ценными, не теряя своей красоты. В первом случае развитие природное, во втором искусственное (внутреннее или субъективное).

45. Выготский называет искусство социальной техникой чувств. Это согласуется с нашей концепцией. Мы, наоборот, от техники искусства переходим к технике чувств.

46. Желание видеть страдания другого – (деструктивная эстетика) это психологическая ловушка – это способность радоваться страданию Другого. Это способность чувствовать позитивный стресс от того, что тебе хорошо, а Другому плохо. Ценность возникает на сравнении, на контрасте (а не на духовном единении – соперереживании – чувствовании боли Другого как Свою). Это и есть основа садизма - рефлексивного садизма. Фрейдовский садизм как сексуальный инстинкт – это другой подход. Фрейдовский либидозный садизм - работа на сексуальном инстинкте - на энергии либидо. Рефлексивный садизм – это садизм на адреналине на стрессе, вызванном рефлексией. Рефлексивный садизм - это работа извращенного разума. Деструктивная эстетика - продукт извращения разума вызывающего рефлексивное страдание другого в контексте не страдания себя, которые приводят к стрессу как позитивному переживанию. Борьба двух противоположных аффектов вызывает напряжение, как основу эстетики. Эта эстетика желает смерти гладиаторов. Это деструктивная эстетика. Но есть, фильмы где добро побеждает зло. Катарсисы эти различаются или нет? Катарсисы как смерть или как победа – одинаковы? Лишь бы они уничтожали напряжение. Напряжение уходит как при плохом так и при хорошем конце?

47. Когда мы говорим о законе отрицания отрицания, рассматривая диалектико- материалистический подход, то нужно привести пример диалектической эстетики, благодаря которой, мы одно и тоже произведение видим, слушаем, читаем, в разное время в разный возраст по-разному. По мере взросления мы вновь возвращаемся к старому, но на новой основе и каждый раз возникает новая эстетика, связанная с тем что мы изменились психологически и теперь обращаем внимание на нечто, на что не обращали внимание, то есть на новой основе.

48. При рассмотрении диалектико-материалистического подхода необходимо учесть противоречие которое возникает между художником и внешнем миром. Художник хочет видеть мир другим и именно в этом и есть противоречие между им и внешнем миром. Именно это противоречие приводит к творчеству.

49. Фильм «Обыкновенное чудо» Медведь говорит, дескать, если я поцелую вас, то я превращусь в зверя ( кончиться любовь как предвкушение, как нечто, что делает человека человеком через преодоление). Имеет место страх стать зверем. Человеческое исчезает после оргазма. (диалектика- материалистический подход художественного творчества ).

50. Красоту и эстетику моря можно также описать с помощью теории Выготского. Море вызывает два аффекта: страх своими страшными волнами и чувство простора – свободу своим размахом целостностью. Красота в конкретной волне(содержание и форма- все море оно величественно своим бесконечным горизонтом). Красота в постоянном сравнении. В конфликте целого и частного (глаз так движется и наслождается). Глазу свойственно двигаться от общего к конкретному, так он создает основу для эстетики. Но что движет так глаз? Бог? Глаз всегда уходит от конкретного к общему, и наоборот, он так изучает. Но кто движет этим. Поэтому и мыслим мы также, то есть сначала конкретно, а потом через категории.

51. Зритель вживается в страдающего героя, отождествляя себя с ним и месте с ним желает выйти из сложной ситуации (персонажа), но это иное страдание. Зритель блуждает между тем, что за экраном и тем что у него под одеялом, то есть комфортом. Именно в этом эстетика, а не в желании во что бы то не стало выйти из неприятной ситуации (конца). Поэтому выделяется адреналин. От простого желания доброго конца в произведении адреналин и эстетика не вырабатывается.

52. Любое взаимодействие двух противоположных чувств, которые всегда и есть при одоление в результате, которого возникает эстетическое наслаждение, является основой любого наслаждения, в том числе наслаждения от мании величия. Первое чувство, дескать я тут маленький, скромненький Второе чувство, дескать я велик, я влияю на мир. Этот контрастный душ – и есть эстетика мании величия. Такой человек в мечтах о будущем величии купается в мечтах. Человек любит жить в грезах. Потом он может выбрать алкоголь, как способ для создания грез. По статистике, многие мечтатели имеют склонность к алкогольному потреблению.

53. (перенести в раздел «Постмодернистский подход»)Клипы, как телевизионные симулякры формируют в психике человека и человечества некие протезы (автоматизмы) – нечто что мертво, но движется благодаря движению из экрана, а души самого зрителя. Это пассивное движение. Это движение – симулякры, но это не страшно. Это становится неким автоматизмом, некоей психической структурой (надсознанием), которая и так всегда была. А душа всегда была душой и будет душой живой, но теперь, с протезами, сотканными из симулякров. Челюсти-протезы будут двигаться, но жевать будет все сложнее и сложнее. Психики не хватит, что бы вместить все эти протезы. Эти протезы посредством механизма интериоризации будут вращены в психику и станут его частью. Они будут занимать все больше и больше места в психике человека. Хватит ли психики вместить эти протезы? Клиповое сознание - мертвое сознание.

54. В кинофильме Тарантино «Убить Билла» есть интересный момент, где в конце фильма главная героиня приходит убивать своего врага, и в то же время самого любимого человека. Враг является отцом ее сына. Она видит, как он нянчится с её сыном. На экране долгое время идет очень любезное общение, которое даже не подразумевает, что вскоре героиня начнет убивать своего любимого и одновременно своего врага. Эстетика здесь заключается в том, что здесь идет предвкушение, задержка долго тянется, и зритель ждет и знает , что скоро будет сцена убийства, но на экране идет любезничанье двух героев. ТО есть имеет место неравновесное, подвешенное, противоречивое, амбвивалентное состояние зрителя. В этом основа эстетического наслаждения. В этом неустойчивом равновесии (см. синергетику). Эстетика возникает от противоречивого отношения главной героини к врагу, которого она и любит, и ненавидит одновременно. Это предел эстетики.

55. Многие видя солнце радуются не солнцу, а тому что ушла серость. Если много солнца человек адаптируется к нему, и перестает радоваться. Таким образом, мы радуемся не приходу, а уходу, точнее переходу от одного состояния к другому. Истинная жизнь и радость содержится в пограничной фазе.

56. Сложно определить истоки настроения…то ли настроение происходит благодаря спонтанным действиям. То ли эти спонтанные действия возникли на основании изменившегося настроения. Эти мгновения уловить трудно. Например, вы начали читать книгу, и благодаря ей, у вас поднялось настроение? Но если повнимательнее вспомнить, то взяли вы книгу на основе начала тенденций к улучшению настроения. Так бы вы ее не взяли. Наше сознание спонтанно, оно чувствительно (через подсознание) к внешней среде (в частности, к метеоусловиям, к солнцу и т.п.) Именно показатель среды часто является причиной изменившегося настроения. Но мысли нас обманывают. Человеку трудно программировать своё настроение, хотя этому необходимо обучаться.