Смекни!
smekni.com

Психология креативности и искусства, Гарифуллин Р.Р. (стр. 29 из 58)

ЛЕКЦИЯ 9

ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ПОДХОД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

То, что наши предки могли только моделировать в воображении, в настоящее время моделируется в реальности. Мы научились быстро и без особых усилий получать любую информацию, соединять настоящее с прошлым, соединять различные пространства, миры, науки, искусства и культуры, при этом оставаясь наблюдателями, и интерпретаторами этих синтезов и игр. Это и есть постмодернизм. Современная культура, наука и искусство подошли в своём развитии к формам, которые, хотим мы этого или нет, определяют наше сознание. Именно потому всё сложнее и сложнее, находясь в рамках традиционных форм, заинтересовывать наших учащихся процессом познания. Необходимо вырываться из старых форм преподавания. Учащиеся задают такие вопросы на которые в рамках традиционных форм преподавания ответить практически невозможно. Да и сами преподаватели из разряда прогрессивных (опрошено свыше ста преподавателей), согласно нашим исследованиям, начинают уже чувствовать в себе:

1. Стремление сообщить несообщаемое.

2. Поиск невещественных, нематериализованных новых форм передачи предмета.

3. Подготовка литературных произведений из принципиально открытых текстов, тяготеющих к контексту и только в контексте осуществляющих свой смысл.

4. Отношение к истине как к игре смыслов.

Все вышеизложенные пункты являются признаками постмодернизма (Ж. -Ф. Лиотар, Р. Фигут, У. Эко, Ж. Деррида). Таким образом, наши преподаватели сами того не замечая, пришли к выводу о том, что система образования должна, основываться на концепции постмодернизма (постмодернизма). Только в этом случае, она сможет соответствовать качественно новому сознанию человека третьего тысячелетия. В противном случае, на наш взгляд, человечество будет компенсировать этот дефицит постмодернизма с помощью деструктивных виртуальных реальностей (алкогольной или наркотической).

Постмодернизм в изобразительном искусстве. Сначала рисовалось всё, что происходит реально (реализм). Потом постепенно художественный глаз начал моделировать нечто такое, что в реальности быть не может. Так например, в картинах появились сны и мысли человека, которые увидеть не возможно (модернизм или структурализм). Появились картины модернисткого направления.(П. Пикассо, С. Дали и др. ). Оказывается мало рисовать реально, человек намного сложнее, появились картины, где человек представлен как существо более сложное, чем это представлено в реализме. И, последний этап- постмодернизм. Когда человек вырывается за структуру, за пределы структур, которые были представлены в модернизме. В этих картинах имеет место некое столкновение, синтез, художественное смешение различных реальностей, которые в действительности находятся в разных точках пространства или времени ( будущее с прошлым или настоящим, невозможное с возможным и т.д.), рисуются сны по теории психоанализа, смешиваются посюсторонний и потусторонний миры и др. Картина может представлять нечто, состоящее из двух реальностей, но интерпретируемое художником из своей реальности. Художник может сталкивать в своей картине различные стили прошлого и при этом давать свою интерпретацию, вкрапливать своё как нечто, соединяющее все эти стили (реальности).

Постмодернизм в кинематографе. Кинематограф в своём развитии также прошёл все эти этапы. Сначала снималась действительность (реализм). Затем эту действительность стали моделировать. На экране появилось нечто (модернизм) такое, что в действительности не увидишь и не почувствуешь. Благодаря модернизму в кино мы смогли приблизительно почувствовать то, что чувствуют герои фильмов, о чём они думают, как они мечтают, какие сны видят, их будущее и прошлое и т. д (модернизм). Более того, мы увидели то, к чему мы должны стремиться, свои идеалы, образ счастья, как должно быть, а не как есть и т.д. Так например, согласно фильмам тридцатых годов наша страна уже счастливо жила при коммунизме. И, наконец, в настоящее время, благодаря развитию видеотехники и кинотехники, удаётся соединять на экранах различные реальности (личностей прошлого и будущего, тот свет с этим светом и т.д.).Более того эти две реальности не просто смешиваются друг с другом, но и в живую взаимодействуют по программе или сценарию, задаваемому художником (режиссёром). Сейчас много фильмов о «том свете». Зритель, благодаря фильмам постмодернистского направления, уже научился уходить от обыденной реальности. Он может из того света смотреть на этот. Он может почувствовать цикличность времени и не бояться смерти (как японцы), так как всё возвращается. Он может видеть современное глазами прошлого или настоящее глазами будущего. Он может увидеть как его видят другие (даже животные).

Постмодернизм в науке. Вы прекрасно знаете свой предмет, но в большинстве случаев вы не задумывались об истинных истоках этих знаний. В начале, все мы познавая мир, были поглощены реализмом и это прекрасно. Мы научились более менее описывать окружающий мир. Вывели какие-то законы и радовались этому. Потом начался модернизм – мы начали критиковать то, что написали. Столько наворочали в науке, и что из этого? Оказывается, природа намного сложнее. Если учёный, работающий в стиле постмодернизма, желает приблизить своего читателя к пониманию сущности того или иного явления, то обычно приводит точки зрения различных авторов, буквально сталкивая их в диалоге между собой (он как бы оживляет авторов), при этом оставаясь неким внешним наблюдателем и интерпретатором этого диалога (интертекстуальный подход). Сущность явления (не статья!) в этом случае раскрывается как бы не самим автором, а благодаря уже разработанным структурам, написанным другими, которые автор лишь соединяет как мозайки. Он становится не автором текста, а автором текста текстов. По сути своей идёт некая игра или комбинация уже созданных структур и смыслов (игра смыслов, а не их поиск!) Фигура познаваемого явления (сущности) в этом случае создаётся за счёт соединения и некоей игры форм, обрамляющих уже разработанные структуры. Таким образом, по сути своей вместо обычного традиционного текста, создаётся некий текст текстов (интертекстуальность). Так например, есть такие математики, которые вырвались за структуру математики и по сути своей «общаются и ведут научные споры» с великими, давно уже умершими своими коллегами. Они как бы оживляют их логику математического мышления и проигрывают различные математические диалоги учёных из различных эпох и направлений, которые могли бы состояться между ними, если бы те были живы сегодня. Всё это конечно рассчитывается на компьютере. Роль авторов таких исследований, порой бывает незначительной, хотя требующей особого таланта не просто анализировать прошлых авторов. По сути своей, «воскресшие» собеседники ведут диалог по программе автора, но который учитывает в ней их пожелания. В конце концов, порой трудно бывает определить кто является ведущим. Ценность таких работ имеет огромную пользу для мировой науки. Только такой подход позволяет вырваться из «закостеневших» и устаревших структур науки, которые могут нам казаться прогрессивными, но лишь в рамках структурализма, не позволяющего вырваться из консервативной методологии.

Одним из проявлений постмодернизма в науке является их интеграция. Практика показывает, что необходимо не просто механическое смешение наук. Ценно не только то, что происходит на границе между науками, но и как идёт диалог между ними. Благодаря такому диалогу эти науки получают сильный толчок для своего развития. Мало просто оказаться на границе наук, важно заставить вести диалог между ними, чтобы это было живой тканью.

Попытаемся распространить вышеизложенные рассуждения и на педагогику. На наш взгляд, прогрессивная педагогика и преподавание может быть только в том случае, если имеет место постструктурный (постмодернистский) подход. Он подразумевает преподавание предмета не как такового, а в русле чего-то иного (цели, задачи, направления, предмета и т. п.) Даже сам процесс преподавания должен быть не тем, как мы его представляем учащимся, а нечто приходящим из другого процесса, возможно далёкого от школы. Так например, математика может изучаться по мере развития деятельности учащихся по системе бизнес - экономика - математика. Литература по системе театр - спектакль - литература. История по системе предвыборная кампания - политика - история. Таких схем можно привести множество. Всех их объединяет одно- изучение предмета выступает как нечто

вспомогательное, в контексте иной деятельности. Многие преподаватели прочитав вышеизложенное могут сказать, что тут нового ничего нет, что мы дескать и так преподавали. В том то и дело, что преподавали, а необходим иной процесс, иная дистанция в системе учитель-ученик. Эта система не должна быть разделена на два лагеря, так как учитель и ученик должны быть в одной системе т.е «по одну сторону баррикад». Только в этом случае можно говорить об истинном доверии между учеником и учителем.

Таким образом, настало время преобразовывать учебники в постмодернистском стиле изложения материала. В них должны быть не просто тексты, материалы, информации, а должен иметь место некий диалог между текстами, некий текст текстов, представляющий собой живую ткань, сотканную из общения авторов различных эпох и направлений, а также их обращение к современным читателям. Даже простая арифметика, должна на основании такого подхода, показать свои истоки. Ведь часто наши школьники потребляют материал как некую данность, так и не поняв живые истоки того, что они изучают. Наши школьники, благодаря виртуальным реальностям, компьютерам и телевидению порой особым чутьем понимают нечто такое, что их сверстники семидесятых годов даже не могли бы догадываться. А мы до сих пор все даем в старых, традиционных формах. Они уже насмотрелись и начувствовались различного рода ранее сокрытых, «запредельных» и не доступных вещей, а мы им даём нечто скучное и неинтересное. Разве можно заставить заниматься в библиотеке школьника, который целыми днями путешествует по лабиринтам интернета. Школьники всё больше и больше скучают на уроках и скучают от дефицита постмодернистского подхода. Учёба ради учёбы сейчас уже не интересна. Это раньше можно было заинтересовать школьника ценностями дальнего круга, учёбой для будущего. Современный школьник, в связи с соответствующими переменами в обществе, стал более прагматичным, он уже сейчас желает почувствовать прок от того, что делает сейчас, имея ориентиры на западные стандарты, и поэтому, приходя в школу, чувствует большой разрыв между тем, что ему предлагают и то, что он знает. Не в этом ли одна из причин первого потребления наркотиков. Согласно некоторым исследованиям наших коллег, пробуют наркотики чаще всего более эрудированные и хорошо успевающие в учёбе школьники.