Смекни!
smekni.com

Психология креативности и искусства, Гарифуллин Р.Р. (стр. 40 из 58)

180. Многие из художников чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртными напитками. Некоторые пишут не иначе, как со стакана вина перед собой, и допиваются до белой горячки, которая сводит его в могилу. Свифт был ревностным посетителем лондонских таверн. Гофман страдал запоем.

181. Русский писатель М.А.Булгаков (1891 – 1940) В 1918 году его физическое состояние так и душевное, было ужасным: он всё ещё оставался во власти наркомании. Продолжались периоды тяжёлой душевной депрессии, когда ему казалось что он сходит с ума, и он просил, молил жену: «Ведь ты не отдашь меня в больницу?» Панически боялся, что его состояние станет известным окружающим… Ранней весной 1918г. Булгаков приехал в Киев в очень тяжёлом состоянии, после неудачных попыток излечения (нашедшего, как видим, достаточно адекватное отражение в рассказе «Морфий»)… Стал пить опий прямо из пузырька… Боязнь огласки, ужас перед беспросветным будущим– всё это помогало на время, но затем он терял самообладание. Однажды, рассказывала Татьяна Николаевна, он бросил в неё горячий примус, в другой раз целился из браунинга… Она стала обманывать его, впрыскивать дистилированную воду вместо морфия; терпела его упрёки, приступы депрессии. Постепенно произошло то что, бывает редко, – полное отвыкание. Как врач он, несомненно, хорошо понимал, что случившееся было почти чудом… «Смерть от жажды – райское, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Как заживо погребённый, вероятно, ловит последние ничтожные пузырьки воздуха в гробу и раздирает кожу на груди ногтями». (См. книгу Чудакова М.О. «Жизнеописание Михаила Булгакова», 2-е издание, Москва 1988г.)

182. В Голливуде уже снимаются и корректируются кинофильмы таким образом, чтобы сами кинозрители могли стать персонажами фильмов. Для этого кинозрителю нужно знать код доступа к фильму. Появление самих кинозрителй в кадре, возможность самим делать монтаж, изменять сюжет – всё это, по мнению продюсеров Голливуда, должно принести большую финансровую прибыль. Это постмодернистский подход в силу того, что сам зритель становится активным и возникает диалог разных миров (кино и реальности).

ЛЕКЦИЯ 10

ПРИНЦИП ВСЕМОГУЩЕСТВА ИЛИ ФЕНОМЕН ТЩЕСЛАВИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Согласно данному подходу художественного творчества личность занимается творчеством, лишь удовлетворяя своё тщеславие. Австрийский психолог Альфред Адлер считал, что в основе принципа самоактуализации и всемогущества лежат комплекс неполноценности и юношеский максимализм. История доказывает, что практически все известные личности были наделены таким комплексом (вспомним маленького Наполеона), главное, чтобы он не стал патологическим.Из молодого человека, страдающего комплексом интеллектуальной неполноценности, может получиться хороший ученый. А способный, но самонадеянный юноша, которому все легко дается и который с малолетства купается в похвалах, обычно прекращает развиваться.

Пример. Лев Толстой признавался, что писал свои романы главным образом, благодаря удовлетворению своего тщеславия.

Пример 2. Сальвадор Дали уже в раннем детстве мечтал стать великим, одеваясь в одежды королей и царей.

Большинство молодых фанатов эстрадных “звезд” сталкиваются с вопиющим хамством поп-идолов. И тем не менее практически все подростки мечтают занять свое место на небосклоне известности, не задумываясь о том, что “звездная болезнь” ведет к деградации личности, зачастую является причиной алкоголизма и наркомании, а следовательно, и преждевременной смерти...

Ох уж этот юношеский максимализм! Кто из молодых не мечтает стать знаменитым?

Многие “звездные” индивиды (будь то артисты, писатели, политики или ученые) на определенном жизненном этапе проходят через пьянство. И связано сие с инфантильностью, недоразвитостью личности.

Человек определяет для себя цель жизни. И до тех пор, пока она есть, он в развитии. Достигнув желаемого, обретя славу, зачастую утрачивает ориентиры. И после эйфории от успеха наступает пустота, которая заполняется “зеленым змием”. В такие периоды - прощай творчество!

“Звезды” заболевают мордальным синдромом (мордальный – то есть узнаваемый “по морде”). Поэтому этих звёзд автор назвал мордалами.

Человек считает: коль окружающие его узнают и имя у всех на устах, значит, он достиг успеха и нужен людям. Но это иллюзия, самообман. Мордальная известность не имеет ничего общего с нужностью, истинным признанием.

Особенно подвержены мордальности теледикторы и ведущие популярных программ. Лица, постоянно мелькающие на экранах, быстро запоминаются. “Звездочек” распирает от собственной значимости, а кто-то зазывает их к своему столу выпить на брудершафт. Один местный бизнесмен хвастался, демонстрируя пьяную “добычу” гостям: “Это вы считаете, что он принадлежит народу, а у меня - в “шестерках” бегает”. Грустно.

Как хлестко выразился относительно мордалов Николай Сванидзе (в то время, когда возглавил российский телеканал и убрал примелькавшиеся лица), если даже задницу долго показывать на экранах, то и она станет известной и будет иметь успех.

Телевидение - это наркотик. Многие личности заболевают телеманией. И если их удаляют от эфира, то они погружаются в глубокую депрессию, пока снова не окажутся “в ящике” ( Одна диктор четыре месяца не могла оправиться после того, как ее сняли с “Вестей” Российского телеканала). Особенно от этого страдают ведущие и дикторы нарцистического типа, склонные к самолюбованию.

За многие годы, пропустив через свои руки не один десяток известных личностей, мы выделяем две технологии создания “звезд” - естественную и искусственную. С естественной все ясно: талантливый человек без посторонней помощи находит свое место под солнцем, и слава его не подвластна времени. А вот чем чревата искусственная?

К примеру, шоу-делец, изучив конъюнктуру рынка, решает, какую “дыру” можно “заткнуть”, и начинает раскручивать выбранного для этого недоросля. Деньги и хорошая аппаратура делают свое дело. И на экранах начинают мелькать низкопробные новоиспеченные “звездочки”, удовлетворяя плохой вкус зрителя. Посияв определенное время, они выбрасываются, как отработанный шлак, зачастую обреченные на алкоголизм, наркоманию, Депрессию. Какое-то время еще идет свет от “потухшей звезды”, но недолго.

Особенному унижению подвергаются юные леди. Прежде чем попасть на сцену, они используются шоу-дельцами в качестве секс-игрушек, переходя из рук в руки. Клеймо позора и психическая травма остаются на всю жизнь. Одна молодая женщина рыдала в кабинете психолога: жертва сексуальных утех была обманута покровителями, “звездой” не стала, зато превратилась в алкоголичку и проститутку.

“Я вас люблю! Я такой же, как вы! И мой холодильник пуст...” - подобные “звездные” возгласы часто слышатся со сцены. Ну а за кулисами какой-нибудь поп-идол может и плюнуть в лицо поклонника. Здесь имеет место “эффект отталкивающего притяжения”. То есть, как призналась одна местная знаменитость, “на сцене я общаюсь с Богом, а не с толпой”, поэтому и создается иллюзия панибратства и псевдодушевности.

“Эффект зоопарка” затрагивает и “звезд”, и их созерцателей. Человек видит кенгуру на картинке или экране, но хочет посмотреть, каков он живьем, хотя бы и в клетке зоопарка. Так и в отношении к известным личностям. В принципе, и “звезда” загоняет себя в клетку, то есть в несвободу, поскольку не только отгораживается от простых смертных “железным занавесом”, купаясь в лучах славы, но и окружает себя телохранителями, а то и свитой таковых. В общем, чем ярче “звезда”, тем она более несвободна. Вам еще хочется стать знаменитым?

Нам кажутся недосягаемыми «звезды» кино, эстрады, спорта. Эти люди словно из какой-то придуманной, «ненашенской» жизни. Одни из них молниеносно взлетают и так же быстро гаснут, а другие надолго задерживаются на небосклоне. О том, как делаются «звезды», о «звездности» обычно расспрашивают продюсеров или шоуменов. Но давайте попробуем взглянуть на это с несколько необычного ракурса, к примеру, психологического.

Довольно часто на концертных площадках, в гостиницах приходится пересекаться с нашими «звездами». Мы не претендуем на глубокий анализ и бесспорные выводы, но у нас от общения со «звездами» сложилось определенное мнение и скорее всего, «врачебные» выводы.

Что такое для нас «звезда»? Это то , что над нами, где-то высоко. Еще известный психолог Адлер заметил, что в человеке заложена проекция совершенствования, стремление к достижению известности, реализация себя. Вот пиком такого совершенствования и является «звездность». Любопытно взглянуть на это с точки зрения того, что здесь является искусственным и что естественным. К сожалению, в мире шоу-бизнеса искусственное рождение «звезд» превалирует. Хороший шоу-бизнесмен знает, что нужно той или иной социальной прослойке, какое событие интересно сегодня, какая песня или книга пойдут на «ура». Погиб Листьев, и тут же вышла повесть о нем. Кажется, Любимов все еще судится с автором этой повести, но это уже детали...

Так что шоу-бизнесмен не только прекрасно представляет конъюнктуру, но и умеет мгновенно заполнить пустующую нишу, заткнуть ее какой-то «звездой», которая из себя ничего порой не представляет. В этом и есть элемент искусственного создания «звезд». Здесь главное — вовремя «пискнуть». Ведь как бывает? Человеку дали эфирное время — он может долго говорить, даже часто появляться на экране, но оставаться незаметным. А можно выйти лишь раз, и об этом будут говорить все. Недавно молодой фашист Веденкин дал интервью и за полчаса наделал такого шума, что о нем узнали все. Если загораются такие «звезды», то напрашивается вопрос — кому это нужно? Но это уже политика.