Смекни!
smekni.com

Психология креативности и искусства, Гарифуллин Р.Р. (стр. 41 из 58)

Когда впервые готовились к полету в космос, то главным претендентом на мировую «звезду» — первого космонавта — был Титов. От решения Королева зависело, кто из подготовленных к полету парней войдет в историю. Выбор пал на Гагарина. Здесь тоже есть элемент искусственности, но несколько иного плана.

Сейчас решается проблема борьбы с раком. Над этим бьются несколько групп ученых. Они могут подойти к решению одновременно, и встанет вопрос — кого из врачей включать в список, который тоже войдет в историю?

Что касается естественного появления «звезды», то это, как правило, талант, самородок, которому даже препоны не помешают подняться, он пробивается вопреки всему. Тот же феномен Высоцкого. Но допустим, тем или иным способом «звезда» поднялась на небосклон. Здесь ее поджидает ловушка — «звездная болезнь». Это состояние, когда человек неадекватно, очень необъективно воспринимает себя. «Звездная болезнь» — это своего рода невроз, который проявляется в раздражительности, потере аппетита, бессоннице, неспособности работать. Именно на такие симптомы жаловались обращавшиеся ко мне «звезды» эстрады. Типичное поведение в фазе «звездности» — обидчивость, завышенная самооценка, болезненное восприятие похвалы в адрес другого исполнителя. Общаясь с одним довольно известным бардом, я был свидетелем того, как он чуть не расплакался, словно ребенок, когда его попросили исполнить песню другого автора. То, что хотят слышать не его песни, а кого-то другого, воспринималось как личное оскорбление. И это довольно типичная ситуация. Не исключение здесь и певцы татарской эстрады, многие из которых не в силах скрыть горечи, если в их присутствии хвалят других. Если не хватает житейской мудрости, чтобы оценить себя и других реально, то и возникает болезнь со всеми вытекающими последствиями. Особенно подвержены ей люди инфантильные, духовно незрелые. Ведь часто на совсем юных, несформировавшихся, необразованных ребят сваливается бремя славы стараниями пронырливого мэна. Но ребята к этому не готовы. Главная опасность здесь в том, что в состоянии «звездной болезни» человек не может творить, элемент творчества исчезает. Почему? Подобное происходит со студентами, поступившими в престижный вуз. Преподаватели. МГИМО, к примеру, признаются, что часть студентов-первокурсников первые два месяца от радости просто не могут начать учиться — мешает эйфория. Здесь то же самое — паря от радости, «звезда» теряет способность работать, двигаться дальше. В этом, кстати, кроется и глубинная причина алкоголизма, которым страдают многие российские артисты. Я занимаюсь лечением алкоголизма, и иногда именно с этой проблемой они обращались ко мне. Принято считать, что творческие люди пьют из-за необходимости расслабиться после спектакля или концерта. Считаю, что дело здесь совсем в другом — все в той же «звездности». Они достигают того, к чему стремились, взобравшись на вершину, получают все. «Звезда» не может справиться с огромной радостью, эйфорией, появляется сильное напряжение, которое и снимается водкой. Многие признаются, что на пике славы ощущают образовавшийся вокруг вакуум, пустоту, одиночество, от которых спасаются опять же с помощью алкоголя или наркотиков. Так что алкоголизм — лишь следствие, а можно ли вылечить саму «звездную болезнь»? Лекарство здесь только одно — «звезду» снимают с ее высот, приземляют. Некоторым везет — получают отрезвление хорошей критикой в самом начале пути. После этого начинается настоящая работа.

В другом случае импресарио дает «звезде» установку на новую высоту, новую планку, заставляя работать. Более эффективен постепенный восход на вершину, когда составляется договор, действуют жесткие рамки контракта, а награды, похвала выдаются умеренными порциями. Нам трудно оценивать себя реально, нужен объективный взгляд со стороны, и если рядом с настоящей «звездой» окажется такой человек, то у нее есть все шансы быть в зените.

Психология звёзд телевидения или мордалов. В СМИ как-то больше говорят о чисто внешних последствиях событий вокруг НТВ, а о внутренних, моральных умалчивают...

Чисто моральный ущерб ещё как-то можно пережить, а вот вред психическому здоровью - это уже серьёзнее. Среди работников телевидения есть группа психического риска. В неё преимущественно входят некоторые тележурналисты и телеведущие, страдающие теленаркотизмом. Выходить в эфир - это специфическая профессия, вызывающая особые переживания. Плоды её видит многомиллионная аудитория. Поэтому и последствия после прекращения этой работы тоже специфические. Многие тележурналисты региональных и центральных телекомпаний с которыми мне приходилось общаться, признавались, что телевидение - это в прямом смысле наркотик. Стоило им только один раз выйти в эфир как появлялась патологическая тяга к эфиру, которую вычеркнуть из сознания уже было невозможно. В своей диссертационной работе я показал, что наркотическим средством является такое средство, с помощью которого личность не заслуженно, искусственно, без преодолений достигает состояния эйфории, кайфа, иллюзии величия и признания и т. д. Поэтому не обязательно этим средством может быть наркотическое вещество. Благодаря выходу в телеэфир личность без особых усилий и порой незаслуженно может представлять себя всему обществу и ощущать иллюзию величия и ума, хотя и говорит глядя в телесуфлёр и порой ничего как личность не представляет и всё это, по сути своей, чисто мордальный синдром и известность. Символы, которые излучает такая личность через телеэкран, часто никакого отношения к ней не имеют. Они живут своей жизнью. Личность паразитирует на них. Более того, она может погреться в лучах славы личностей действительно имеющих славу. Во всём этом и лежит основа теленаркотизма.

Как избавиться от этого теленаркотизма?

Для начала надо глубоко, до смеха и слёз, осознать это явление. Увы, сознание большинства из телеличностей устроено так, что они не могут принять факт, что все их «выдающиеся достижения» - это всего лишь иллюзия и зацикливаются на этом настолько, что начинают страдать телеманией, как особой формой мании величия. Не в этом ли заключена причина частой журналистской холодности и стервятничества? (Кстати, благодаря этому НТВ спокойно съела ТВ-6, как едят голодные волки друг друга, хотя и под руководством главного вожака стаи). Согласно нашим наблюдениям, в некоторых случаях мания телеведущих по своим психофизиологическим характеристикам ничем не отличается от наркомании. Тот же выброс в мозг соответствующих нейромедиаторов, те же переживания, та же неадекватность, те же стеклянные глаза при восприятии живого простого человека, те же ломки, депрессии и абстиненции после отстранения от эфира, и наконец, те же капельницы.Именно поэтому после увольнения многие из них начинают компенсировать телевидение родственным средством - алкоголем и т.п. Как не обидно это говорить, история многих региональных телекомпаний - это история спившихся дикторов и тележурналистов. К сожалению, в течении оставшейся жизни они часто не могут найти достойную замену эйфории, которую давало телевидение. Очевидно, что эта участь не только героев теле-, но и киноэкрана. А бывало и наоборот, когда благодаря появлению телемании личность избавлялась от уже имевшейся алкогольной мании.

Мы предполагаем, что некоторые тележурналисты с вами не согласятся. Неужели это так?

Алкоголик и наркоман также не сразу понимают, что имеют зависимость. Они уверены, что могут бросить потреблять и ничего не произойдёт, но стоит им только попасть в ситуацию долгого воздержания, как у них начинаются беспокойства и возникает желание потребить. В случае теленаркотизма, всё аналогично. Стоит только лишить телеэфира личность привыкшую к нему, как она, через определённое время, начинает чувствовать беспокойство. При сильной степени теленаркотизма, эфир уже не даёт той радости, как это было вначале, но без эфира личность уже жить не может. Это своего рода телевизионная психологическая ловушка. Поэтому некоторые главные редактора и руководители телевидения часто выступают либо в роли «теленаркодельцов», либо в роли «теленаркологов».

Но у нас есть «теленаркодельцы», которые сами выходят в эфир. Сколько хотят, столько его и «потребляют».

Именно поэтому, некоторые из них страдают запущенной формой телемании или мании величия. Кстати об этом недавно отмечал и сам Сванидзе, когда говорил об НТВ, но это касается и других телекомпаний.

Существует ли разница этих явлений между региональными и центральными телекомпаниями?

Особой разницы нет. Самые сильные ломки, на мой взгляд, возникают у тележурналистов, сидящих на «телеостанкинской игле». Я консультировал детей, страдающих этим недугом благодаря детским передачам центрального телевидения. Приходилось заниматься ломками региональных тележурналистов. Благодаря телеэфиру многие из них долгое время находятся в неестественной позе «идеального человека-кумира». После отстранения от эфира всё это разваливается как карточный домик. Личность будто подменяют.

И что ей делать?

Об этих психологических особенностях должны знать руководители телевидения. К сожалению, они часто калечат своих «детей», бросая их на произвол. А их необходимо «снимать с телеиглы», уменьшая дозу телеэфира постепенно или давать эфирное время настолько, чтобы не развивалась телемания. К сожалению, эти правила обычно нарушаются и доза эфирного времени растёт по

возрастающей в силу того, что малая доза уже не устраивает. Более того, необходимо «сажать» личность на более слабый теленаркотик или занимать её деятельностью, которая достойно замещала бы теленаркотизм. Но самое главное, сами телеведущие должны воспитывать в себе гармонию, которая бы позволила после отстранения от эфира без потерь перейти на заранее отведённые достойные позиции. К сожалению, с достоинством здесь не получается, вот и появляются уважаемые нами теле и кинозвёзды в унизительных рекламных роликах. Очевидно, что это делается не только из финансовых побуждений, но и в силу страдания от телемании. Наши психоаналитические исследования визуальной и текстовой информации показали, что практически все телеведущие страдают изощрённой и замаскированной формой мании величия. Поэтому внешне этого не видно и мы любим своих кумиров-оборотней. Я бы даже посоветовал открыть на телевидении кабинеты теленаркопсихологов, как не смешно это звучит, так как главные редактора с этой проблемой не справляются.