Смекни!
smekni.com

Психология креативности и искусства, Гарифуллин Р.Р. (стр. 46 из 58)

23. Одна из проблем – это восприятие своего произведения написанного в прошлом. Можно быть в таком эмоциональном состоянии и сжечь произведение (как Гоголь «Мертвые души»). Художник не должен верить в свои эмоции. Наши произведения – эссенция, универсалии.

24. Может ли человек творить от обреченности, от ухода в ничто – нет не может. Он надеется, что он «будет» даже если его «не будет». Всегда надеется на это. В этом сущность человека – сущность концепции иллюзионизма личности.

25. Бог - это результат высшей формы свертывания сознания. Это высшая сущность, которая образуется свертыванием движения психики.

26. Один мой пациент поймал себя на мысли, что совсем не переживает, что может потерять своего близкого человека. Он переживал за то, что он так болен, что не умеет переживать. Тем не менее в детстве он страдал, что потеряет мать. Сегодня он, дескать, толстокож, грешен. Ему было страшно за себя, он страшный человек!? Через некоторое время он похоронил мать, он рыдал, смерть матери его излечила.

27. Труднее излечим суицид, вызванный философской интоксикацией.

28. Исток любой измены к кому-либо всегда лежит в измене личности самой себе, своей сущности, в игре с собой и над собой.

29. Архетип персоны убивает в человеке архетип самости (целостности, единения). Человек перестает сопереживать и отождествлять себя с Другим. Исчезает истинное сопереживание и приходит деструктивная эстетика и предвкушение несчастья других - антагонизм чувств - пограничность душ. Человек счастлив от того, что не страдает как Другой. Ценность переживания рождения по такому подходу деструктивна. Это и есть бездуховность. На этом сидят средства массовой информации, смакуя горе других (ужастики, теракты). Эта катастрофа приходит так как человек находится в плену психологической ловушки деструктивной эстетики. Он ловит кайф от страдания других (увлекаясь ужастиками средств массовой информации). Поэтому он был открыт одиннадцатому сентября. Он шел к этому. Одиннадцатое сентября - это пик бездуховности (это результат деструктивной эстетики). Пока человечество не научится чувствовать террористические акты как собственную боль, а не как деструктивную эстетику террористические акты будут развиваться в хороших условиях слепоты и бездуховности. Следовательно, истинная религия та, благодаря которой сохраняется способность людей воспринимать Боль как собственную Боль ( лишь потом открывается восприятие Бога). Боль больше Бога. Боль для человека важнее Бога. Бог от разума (Боль- первичнее).

30. «И умерли в один день» - говорится в сказке. Это и есть духовность. (это архетип самости и единения)

31. Почему дети вызывают больше сопереживания? Почему мы их чувствуем частями себя? Мы сразу погружаемся в роль родителей. Это архетип отца или матери. Это единение с детьми. Это часть духовности. Умение чувствовать Другого, как своё дитя и есть духовность.

32. Сопереживать мы можем только за тех с кем живем. Потому, что вкладываем себя в них. С ними мы систематически преодолеваем трудности жизни, то есть со-пре-живаем, вместе преодолеваем. С теми, кому доверяем себя, свое внешнее и внутреннее тело. Ими занята душа.

33. Духовность там, когда Другое воспринимаешь как другой пояс своей телесности. Воспринимаешь боль Другого как свою находящуюся на Другом полюсе своей телесности.

34. Персонаж Олега Янковского - волшебник говорит, что он переживет жену, но пока будет жить и любить, ради истины. Многие жертвуют всем и не ради любви.

35. О принятии себя. Станиславский говорил, что прежде чем летать птица не разгоняется, не бежит, сначала она становиться гордой (принимает себя).

36. Смерть – последний катарсис жизни.

37. Жизнь – напряжение вызванное двумя противоположными аффектами радости жизни и страха смерти. Жизнь - всегда эстетика, если она напряжена. Напряжение главный источник смысла жизни.

38. Великий актер – Евгений Евстигнеев умер, когда врач ему сказал, что в ближайшем будущем он возможно умрет. И он вошел в образ мертвого и умер.

39. Интересна история девочки, которая стояла у могилы Андрея Миронова и плакала, хотя и родилась через год после его смерти. Она любит его, общается с ним, говорит у могилы: «Андрюша, что ты наделал со мной?». Вот оно единение душ. Вот она духовность. Вот она боль за другого.

40. Часто философы испытывают особое наслаждение от своего влияния на весь мир, от своей уникальности восприятия мира. Это особое наслаждение – мечта о признании. Это даже нечто большее, чем реальное признание в мире.

41. Порой истоки истинного одиночества заложены в подсознании того, что твои мысли уникальны. Если ты понимаешь, что они универсальны и присущи человечеству, то ты понимаешь, что ты не одинок. Потому, что ты – это многие другие.

42. Проблема успеха оператора – это проблема его незаменимости.

43. Актер Гостюхин играет роль мужчины, который собирается вечером на войну. Он купается, моется. Уходят на смерть. Какого им? Им прекрасно, в душе такая духовность, которой никогда не было. Они на границе между жизнью и смертью. В этом духовность.Еще одна сцена – Гостюхин уходит и на мгновение возвращается обратно к дому. Как бы из смерти смотрит на свой маленький дом, на ребенка в нем, а он на него. И он уходит, все-таки не обняв его. Это уже высшая духовность, он поднимается в этой сцене над своими слабостями. Это сцена высокой эстетики, вот она духовность.

44. Перед нами торт. Он красив, если мы его очень хотим. И менее красив если мы его не хотим. Истинная красота вещи та, где она вызывает эстетическое наслаждение, даже тогда когда у нас нет потребности в этой вещи.

45. Психологии духовности нет, есть психология предвкушения.

46. Духовность возможна даже на копчёной колбасе (преодоление голода). Духовность – это способность жить процессом, а не результатом. Ловить мгновение, смакуя процесс.

47. Духовный образ – образ на смертном одре. Последний диалог, последний фрагмент жизни всегда становится духовным. Мустафин улыбается, но ты знаешь, что это его последний жест, больше ты его не увидишь.

48. Какой архетип работает в духовно-смысловом подходе.

49. Миссия - смысл бытия Фредди Мекьюри, который уже умирал, но творил. Это есть зрелость художника.

50. Духовность там, где обуздание и прекращение мышления.

51. Сначала для художника творчество является реализацией личностных смыслов (Работа Эго и т.п. ). Далее, становится смыслом жизни, то есть ценностью без которой жизнь не мыслима, единственной ценностью, которая сполна наполняет жизнь творца смыслом. Затем наступает зрелость художника, когда художник творит не ради, а вопреки. Это творчество на основе ощущения смысла бытия – ощущения миссии, ответственности перед миром и т.п.

52. Художник может переживать, что его фамилию может носить другой художник. Это незрелость. Ведь имени и фамилии творца раскрывается в контексте (уникальности) жизни и творчества, а знаки это всего лишь универсальные мёртвые символы, абстракции ( сгустки эссенции). Живой контекст художника - это есть подлинное бытие, а так это универсальная абстракция, сами по себе фамилия, имя.

53. Возможно ли подлинное бытие автора в знаках, которые он оставил после себя, то есть тогда, когда автора уже нет в живых. Это не подлинное бытие, но оно может инициировать переживания в Моцарта в слушателях и Моцарт оживёт в душах других?

54. А помнит ли читатель об авторе, о том, что нужно помнить о нём? И каково автору, которого уже нет в живых.

55. Оставить уникальный след, ещё не значит жить после смерти. Это инобытие. От этого инобытия автору не жарко и не холодно. В прочем при жизни это греет.

56. Автограф зрителю это всегда как некая память, как некое инобытие.

57. Смыслы понимаемые – они универсальны, они не наполняют экзистенцию.

58. Важна память людей не в сознании будущих поколений, а в подсознании. Никогда не смотрите на сознательную реакцию (они могут быть негативными). А в подсознании могут быть страдания о потерянном – это, и есть настоящая память людей и человечества.

59. Человек способный на глубокое осмысление жизни и бытия уже имеет смысл жизни. При потери смысла жизни нет внутренних условий для такого осмысления.

60. К идее Бога в творчестве многие приходят в процессе усталости от жизни, хождений по кругу и пониманию того, что всё сотворённое надо оставить другим.

61. Желание славы – это всегда желание обессмертить свою душу. Слава – это пародия на бессмертие души. А по сути своей, любые слова – это бессмертие духа, духа человеческого, который не принадлежит человеку. Обессмертить душу – реинкарнировать. Возможно ли?

62. Субъектная представленность, то есть психическое инобытие одной личности в другой возможно и тогда, когда другой личности уже нет в живых. Некоторые эту субъектную представленность в других не имеют даже тогда, когда они ещё живы.

63. Необходимо не просто написать в своё время, в нужном месте. Необходимо выйти в тираж в это время. Можно выйти в тираж с опозданием, и славы не будет. Возможно, при Пушкине были другие «Пушкины», но которые писали в стол. Если бы Пушкин родился бы сейчас, то он остался бы незамеченным.

64. Общение со своим будущим небытием - есть духовность.

65. Люди при жизни зарабатывают славу. Хотят отличаться от других. Но перед смертью все равны и отличаться невозможно. Все едины, но мы оставляем нечто после себя, а некоторые ничто.

66. Творите всегда так, чтобы ваши читатели, зрители, слушатели, узнав о Вашей кончине прослезились.

67. У некоторых священников в глазах транс и умиротворение. Они верят в образы, они в диалоге с Богом. Необходимо чтобы искусство могло воздействовать как религия со своим модерном.

68. Слезы моют не только души, но и глаза. Они начинают лучше видеть, открывают ощущение экзистенции.

69. Личное бессмертие благодаря симулякризации, клонированию и психическому протезированию сознания, уменьшает экзистенцию. Скоро это будет возможно благодаря современным СМИ и информационным технологиям. Произойдёт редукция экзистенции. Это будет бессмертие без экзистенциального психического. Личностное бессмертие эссенциальной души возможно. Это не будет бессмертием в раю, а скорее бессмертием в аду по Бодрийару.