Смекни!
smekni.com

Психология креативности и искусства, Гарифуллин Р.Р. (стр. 53 из 58)

9. Иллюзионизм личности заключается в том, что у человека помиморационального мышления (интуиции, логики), есть ещё мифологическое мышление (это психическая основа человека). Даже наука мифологична. Искусство - это и есть продукт мифологического мышления о мире. Художественный образ - продукт мифологического мышления.

10. Конкурентный инстинкт - зависть - творчество - как результат конкурентных инстинктов и комплексов ( Адлер - принцип всемогущества и тщеславия ).

11. Закон Зейгарник о том, что после завершения чего-либо запомнившееся забывается (актеру). А нечто не завершенное держится долго в памяти. Все это можно распространить на иные объекты, например, на саму жизнь. Если идет общее осмысление, завершенность жизни, то это все стирается из памяти и, следовательно возникает пустота, завершенность или условие пустоты. Художественное произведение не должно округляться, завершаться настолько, чтобы не было пустоты, приводящей к забыванию произведения. Подвешенность, не завершенность - вот она живость всего и вся. Поэтому опасно на живое распространять завершенное, законченные схемы. Мысль – всегда некая завершенность, она убивает живое в душе, мышление – источник пустоты. Тупик мышления в суициде, а так же в старческом маразме. (см. Р.Р. Гарифуллин, Психотерапевтические этюды в стихах).

12. Когнитивный механизм может смешиваться с манипулятивным. Это когда человек с одной стороны хочет удовлетворить свою славу и изощряется в манипуляциях, чтобы войти в историю с черного входа, то есть занимается подделкой, подражанием под великих мира сего и т.д.

13. Закон Зайгарник. У актера быстрее забывается то, что уже сыграно, то, что уже выучено, а то, что еще не доучено не забывается и держится в памяти.

14. 1) Олигосемия (уменьшение количества воспринимаемых знаков) 2) Гипосемия (снижение значимости знака)3) Гиперсемия (усиление значимости одних знаков в ущерб другим) 4)Амбисемея (неоднозначность знака, оставляющая ситуацию не ясной) 5) Криптосемия (восприятие знаков неочевидных для других наблюдателей) 6) Парасемия (извращённое толкование знаков под влиянием ложного контекста)

СМЕШАННЫЙ ПОДХОД В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ И ИСКУССТВЕ. ИНТУИЦИЯ.

1. В настоящее время, на наш взгляд, существуют следующие теории интуиции Интуиции – как специфическая и быстрая форма вещего сна (разработана нами).

15. Индуктивная интуиция. Благодаря ей из единичного и частного по определённой формуле делается вывод о целом или общей картине.

16. Архетипическая интуиция, как работа универсальной психической матрицы, присущей всем людям, как носителям антропологических психических структур.

17. Интуиция как феномен индивидуальной психической структуры со своей историей (психоаналитическая интуиция).

18. Интуиция как процесс протекающий вне времени, как явление, протекающее в пространстве, где нет времени, то есть имеет место колесо «сансары» (см. Буддистскую философию). В этом случае время замкнуто на себя. Нарисовать стрелку, которая замыкает сама себя. Поэтому можно получать информацию из будущего, хотя оно циклично.

Интуиция, как суперпозиция, как некий особый синтез всех подходов и подходов творческого процесса.

5. В разделе «интуиция» не забыть о видениях (Чурлёнис как личность с синестезическим восприятием, как особой формы интуиции см. «Иллюзионизм личности»).

6. Не забыть мои девизы, которые представлены в моей книге «Не предсказуемая психология» на стр. 155. Пункты 17 и 18 необходимо развить и сделать подробнее.

19. СП

Согласно структурной психологии: сознание личности – поле, по которому проходит все без разбора. Это все структурируется как атомы, которые не знают друг о друге.

Функциональная психология: «В здоровом теле – здоровый дух». Поза и поведение опережает переживание и чувства.

Бихевиоризм. Человек - животное, которое дрессируется.

Гештальтпсихология. Личность – то, что у неё внутри.

Психоанализ. Личность – это то, что связано с её прошлым.

Гуманистическая психология. Человек – это звучит гордо. Он – творец.

Когнитивная психология. Личность – жертва знаний и не знаний.

20. СП

Интуиция возникает, как составляющая всех вышеприведенных направлений. И живность сознания определяется именно всеми вышеприведенными направлениями, как особый вектор. То есть, если рассматривать все вышеприведенные направления, как различные вектора и суммировать их, то появится общий вектор, который будет называться интуицией.

50. СП

Существуют психологические подходы художественного творчества и психологические подходы в искусстве, они взаимосвязаны, поэтому нужно сделать отдельную тему для рассмотрения вот этих двух подходов, психологический подход художественного творчества и психологический подход искусства.

52. СП

Как связаны психологические подходы художественного творчества и психологические подходы искусства (знаки Выготского). В лекции о Достоевском я пишу об этом, это уже в лекции есть, которая уже издана в виде книги.

61. СП

очевидно, что многие подходы и подходы психологии художественного творчества связаны друг с другом. Так, манипулятивный подход с диалектико-материалистическим. В частности, хотя бы потому что манипуляция часто происходит благодаря присутствию противоречия, некой диалектики, противоречивости. И наоборот, если имеет место противоречивость, то есть диалектичность художника, то там есть манипулятивный подход. Знание всех подходов и их умелое применение уже является манипуляцией.

62. СП и интуиция

Все подходы интуиции, которые мы в себе храним, которые имеем, это память о том, что уже в нас есть ( по Бэргсону).

69. СП

Если художник творит по наследству, то есть по династии (это архетипический подход). Если у Юнга комплексы, то у Фрейда ассоциации. В фильме Данелия «Мимино» имеет место специфический контекст. Контекст часто не комедийный, но все смеются над Мимино, такое противоречие.

Композитор Яруллин. В нем присутствует психоаналитический подход вместе диалектико-материалистический. Он осознает то время, прошлое, как бы сдул, но тут работает закон отрицания.

73. СП и ДСП

1) Принцип удовольствия (Фрейд). В художественном творчестве – художник творит, потому что получает удовольствие от:

- действия в творчестве (либидо)

- снятия напряжения (удовольствие – как бы уход от боли). В эстетическом наслаждении идет от того, что образы снимают напряжение.

2) Принцип всемогущества. Снимает напряжение либидо. Образы снимают напряжение либидо.

- творит, потому что познает мир и желает представить себя миру (тщеславие)

- эстетическое наслаждение, так как получает ответ на вопрос, следовательно, радость (познавательная психология искусства).

3) Принцип смысла (духовный)

- творит, потому что открывает смысл жизни. Творчество – основа смысла жизни и ценности. Если этого не будет, то суицид и пустота. О ценностях, как о продукте преодоления и тому подобное Шакуров. Пограничная ситуация, как условие для ощущения своей экзистенции, смысла жизни. И, действительно, согласно экзистенционалистам творчество – это и есть возможность познания своей экзистенции.

- эстетическое наслаждение основывается на радости, которая возникает в связи с наполнением жизни, смысла жизни ценностями и ощущением экзистенции. Иными словами, подход преодоления приводит к тому, что возникает радость, даже от казалось бы от ничем непримечательных произведений искусства, если это имеет место после пограничной ситуации, все становится радостным. Смотри Хэйдеггера «Пограничные ситуации».

91. СП

Модернизм. В него входит диалектико-материалистический подход, психоаналитический подход, архетипический подход, подход тщеславия, постмодернизм, эмпирический подход, со своей психодрамой, психопатологические творцы (безумцы), игра, авангардисты (свобода в искусстве, столкновение миров). Интуиция имеет место во всех подходах и подходах художественного творчества, по-видимому, или же она является суперпозицией, суммой, общей составляющей различных подходов в художественном творчестве.

Мотивация >> творческая деятельность>>интуиция.

128. СП

Интуиция – взять из «Иллюзионизма личности» раздел о видениях, как особой форме интуиции.

133. СП

Для того, чтобы иметь внутренние условия для проявления творческих способностей (гениальности), необходимо для начала перестать быть гениальным читателем и зрителем, т.е. «потребителем» искусства. Быть гениальным читателем и зрителем – это отдельное напряжение, отдельная профессия, требующая не меньших сил, чем требует творчество от художника. Творчество зрителя и читателя по своей энергетике ничуть не уступает творчеству художника. Это та же энергия, и порой её не стоит растрачивать на восприятие, дабы не потерять силы на что, чтобы творить нечто новое. А так можно провести все время в восхищении и потреблении гениального, так и не соприкоснувшись со своим гениальным творчеством. Художник в определенном смысле должен обладать оптимальным дилетантизмом, чтобы творить нечто новое. Во всяком случае этот дилетантизм необходим для мотивации (энергии творчества). Пусть это творчество будет вначале субъективным, но оно создаст предпосылки для творчества объективного. Пример: философ Хайдегер вряд ли бы написал свои философские труды, если бы в начале своего творческого пути глубже бы познакомился с буддистским учением. Но благодаря этим восточным философиям, была интерпретирована западная интерпретация. Т.е. иными словами Хайдегер интерпретировал, адаптировал восточную философию в западном стиле.

136. СП

Творчество – это всегда игра воображения результата и воображения славы, благодаря этому результату.