Р.Р. ГАРИФУЛЛИН
_____________________
ПСИХОЛОГИЯ
КРЕАТИВНОСТИ И ИСКУССТВА
учебное пособие
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Р.Р. ГАРИФУЛЛИН
ПСИХОЛОГИЯ
КРЕАТИВНОСТИ И ИСКУССТВА
МОСКВА 2004
Институт общегуманитарных исследований
УДК 159.9
ББК 88
Г203
Автор книги кандидат психологических наук Рамиль Рамзиевич Гарифуллин. В учебном пособии представлен курс лекций по психологии художественного творчества, прочитанный автором в КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА в 2003-2004 г.
Учебное пособие рекомендовано для студентов творческих специальностей.
Рецензенты:
С.М. Хабибуллин - профессор Казанской Государственной консерватории, заслуженный деятель искусств РФ
Ю.А. Пайгунова - доцент Казанского педагогического университета, кандидат психологических наук
ISBN 5-88230-008-8
© Р.Р. Гарифуллин, 2004, Рамиль Рамзиевич Гарифуллин
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1.
Лекция 1. Введение в психологию художественного творчества……………………………………………………………..5
Лекция 2.Введение в психологию художественного творчества (продолжение). Рациональное и интуитивное в творческом процессе………………………………………………………………13
Лекция 3. Психологические характеристики личности художника и их отражение в творчестве…………………………..22
Лекция 4. Проблема таланта и стресс…………………………32
Глава 2. Психологические подходы художественного творчества.
Лекция 5. Психоаналитический подход художественного творчества……………………………………………………………..40
Лекция 6. Психодраматический (эмпирический) подход художественного творчества………………………………….……..50
Лекция 7. Манипулятивный подход художественного творчества……………………………………………………………..65
Лекция 8. Диалектико-материалистический подход художественного творчества…………………………………………78
Лекция 9. Постмодернистский подход художественного творчества. …………………………………………………………….87
Лекция 10. Принцип всемогущества и феномен тщеславия в художественном творчестве…………………………………………..93
Лекция 11. Архетипический подход художественного творчества……………………………………………………………..102
Лекция 12. Духовно-смысловой подход художественного творчества……………………………………………………………..106
Лекция 13. Магия как подход художественного творчества……………………………………………………………..111
Глава 3.
Лекция 14. Психология комического. ………………………..115
Лекция 15. Проблема таланта в художественном творчестве.121
Лекция 16. Психология воображения. ………………………..125
ЛЕКЦИЯ 1
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Главная задача данного курса – дать такое понимание художественно творческого процесса, чтобы вы вошли в стезю настоящего художественного творчества. Чтобы открыли в себе способность заниматься творчеством не ради, а вопреки. Потому, что художественное творчество - это основа нашего духовного выживания. Это то, что позволит вам стать творческой личностью.
Художественное творчество – это создание новых эстетических ценностей, вещей и художественных образов, которые радуют своей красотой и порождают эстетические и духовные переживания. Теперь прибавляем к “художественному творчеству” слово “психология” и получается психология художественного творчества – психология создания новых эстетических и духовных ценностей. С одной стороны, это психология, а с другой стороны, это часть традиционной эстетики. И все-таки, чем же отличается эстетика от того, что мы с вами будем изучать? В эстетике творчество представлено без особых психологизмов. Эстетика обобщает нечто вне личности, вне автора, вне его переживаний, вне подходов, которые позволяют человеку творить писать, создавать. Иными словами, в ней больше анализа художественного в творчестве как возможной модели творческой деятельности в более широком смысле. В отличие от эстетики, психология художественного творчества изучает психологические подходы художественного творчества, постигает характер художника, включение его в творческий процесс, психологические закономерности, которые происходили и происходят внутри художника.
В художественном творчестве необходимо различать субъективное и объективное. Когда у вас что-то получается и вы открываете для себя (но не для других) нечто новое, что в вас не было, то в этом, чаще всего заключается элемент субъективного творчества. А есть объективное творчество, когда вы в процессе художественного творчества, создаете нечто новое, не для себя, а для всех, для общества.
Пример. Маленький ребенок рисует. Он радуется, творит, открывает. Так многие дети рисуют. Это субъективное творчество. Но есть дети, которые рисуют необыкновенно, вырываясь из традиционной детской психологии. Это уже объективное творчество.
Желаю вам того, чтобы у вас в жизни было больше и того, и другого! Многие художники (личности, занимающиеся художественным творчеством) живут, купаясь в субъективном творчестве. Они приходят домой и говорят своим близким: «Я великий музыкант!» Они верят в себя, хотя “оценщики” их не ценят. Объективно его не ценят, но субъективно он верит в свои силы и ценит себя высоко. Это бывает у вокалистов, музыкантов, различных исполнителей и иных художников. А вы к тому еще будущие педагоги художественного творчества, и от вашего слова будет зависеть судьба будущего творца. Если вы будете хорошо знать психологию художественного творчества, то никогда не скажете своему ученику такого, что может “убить” в нём творческую личность, несмотря на то, что вы будете понимать, что это всего лишь субъективное творчество. Ребёнок придет к вам в кабинет и скажет: «Здравствуйте, я гений!». А вы скажете: «Ты что, какой ты гений?!». Вам придётся быть объективным, т.е. “принимать” и поддерживать разных “гениев”. И не обязательно детей. Многие люди искусства мнят себя гениями, это необходимо объективно признать. Если вы занимаетесь творчеством, то у вас обязательно есть тайна о себе, есть надежда и мечта, что вы удивите мир, создадите, сыграете так, как никто другой этого не делал.
Психология художественного творчества это часть психологии искусства. Что изучает психология искусства? Она больше изучает процессы восприятия произведений искусства и отвечает на вопрос: “Почему данное произведение вызывает эстетическое наслаждение и является искусством?” Вы не удивлялись тому, почему, когда мы какую-то мысль облекаем в рифму, она становится интересной и красивой. Почему поэты не выражают эту мысль прозой? Почему музыка является музыкой? Что же в ней такого, что она изменяет наше состояние и мы начинаем прыгать, переживать от удовольствия. Что именно в ней есть такого, что она вызывает удовольствие или эстетическое наслаждение? Мы обычно принимаем это как данное, как привычку так воспринимать. Поэтому в психологии искусства значительную часть занимает психология восприятия произведений искусства. В этой науке есть часть, которая занимается психологией процессов, которые протекают внутри художника во время его работы. И наконец, в этой науке есть раздел, который изучает воздействие искусства на нашу жизнь, на нашу деятельность, как мы меняемся.
Психология создания произведений искусства во многом определяется характеристиками и состоянием художника, его жизненным путём, его переживаниями. Существует множество психологических факторов, от которых зависит творчество. Именно об этом мы будем говорить, изучая психологию художественного творчества. Мы будем задаваться вопросами: “Почему тот или иной автор написал данное произведение? Почему это родилось именно у него, а не у кого-то другого?” Мы будем изучать переживания, размышления, сновидения, воображение, фантазии, ситуации художника, которые способствовали развитию его художественного творчества. Мы будем задаваться вопросом: “Каким образом эти психологические процессы сказались на творчестве художника? Каким образом произведения художественного творчества влияют на нашу жизнь и деятельность?” Это влияние сильное.
Пример. Фильм «Весна на Заречной улице», в свое время, спровоцировал гигантский интерес к профессии сталевара. Многие молодые люди, старались быть похожими на художественный образ, созданный Рыбниковым. Они мечтали плавить сталь и быть сталеварами, а не юристами и банкирами, как это модно сейчас. (Впрочем, благодаря фильму “Бригада”, многие школьники уже мечтают стать мафиозниками).
Таких примеров множество.
По сути своей, предмет, который мы будем больше изучать психологию личности в искусстве. Кроме того, мы будем рассматривать такие технологии, которые позволяют художнику более эффективно творить и создавать. Вы получите знания, которые позволят вам не изобретать велосипеда и не тратить своё ценное время. Ведь очень часто люди мнят себя великими творцами, купаясь в мании величия своего творчества, где в действительности нет ничего ценного с точки зрения истинного искусства. Наш курс позволит художнику идти более поступательно.
Предмет психологии художественного творчества – это психологическое содержание художественного произведения. Как же изучать художественное творчество, если все это было внутри художника? Как раскрыть внутренний мир художника, которого уже нет в живых? Для этого изучаются различного рода этюды, эскизы, черновики, планы, правки, личные документы, рассказы знакомых и близких художника, личная жизнь, даже болезни художника и т.п. (И действительно, есть болезни художников, которые изучаются, а затем психологи и психиатры пишут диссертации по психологии художественного творчества). Здесь всё важно: как художник работал, что он делал, где ходил, гулял, как и что говорил. Изучаются черновики, бумаги, эскизы и т. д. Таким образом, происходит анализ и психоанализ истории самой личности художника.