• различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространенные в данной местности;
• пользоваться обобщающими словами;
• пользоваться простейшими символами.
В результате дети могут:
• составлять и сравнивать множества из 1–5 элементов;
• различать понятия один и много;
• соотносить предметы-заместители (числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе;
• находить и называть число предметов на сюжетном рисунке, выраженное понятиями «много – мало – один»;
• моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–3 деталей по образцу [6, с.48].
В продуктивных видах деятельности:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дети могут:
– пользоваться карандашом;
– пользоваться кисточкой и красками, использовать воду;
– наносить простые линии и пятна гуашью;
– наносить линии вертикальные, горизонтальные, круговые;
– использовать различные цвета для создания выразительных образов;
– выполнять узоры, используя элементы различных форм и цветов;
– создавать сюжетные композиции;
– эмоционально обыгрывать рисунок, находить для него словесную характеристику [6, с.50].
ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ
В результате работы дети знакомятся с:
– названиями и свойствами основных материалов для работы (пластилин, пластическая масса, глина);
– принципами лепки простейших форм (шар, палочка);
– простейшими преобразованиями шара и палочки-колбаски;
– правилами безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.
Дети учатся:
– поддерживать порядок на рабочем месте.
Дети могут:
– достаточно интенсивно овладевают рациональными видами деятельности и их структурой: замысел (цель), средства, планирование, результат.
– отделять небольшие кусочки от целого куска материала;
– раскатывать кусочки прямыми движениями (вперед-назад), получая палочку-колбаску;
– раскатывать кусочки круговыми движениями, получая шар;
– расплющивать шар, палочку-колбаску для получения элементов плоскостной работы;
– лепить простейшие предметы, состоящие из 2–3 частей;
– украшать работу точками и насечками, используя палочку-спичку [6, с.51].
В результате работы дети знакомятся с:
– названиями и свойствами основных материалов для работы (бумагу и картон можно склеивать, бумагу можно складывать, сминать в шар и т.п.);
– правилами склеивания (аккуратно наносим клей с обратной стороны, прижимаем детали друг к другу, при необходимости пользуемся тряпочкой);
– правилами безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.
Дети учатся:
– поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Дети могут:
– составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам, кайме и т.п.;
– составлять целую работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением [6, с.52].
Конструирование
1. Основные материалы и инструменты. Деревянный конструктор для крупных построек (кубики, кирпичики, пластины, конусы разных размеров), игрушки для обыгрывания простых сюжетов, природный материал (шишки, каштаны, желуди и т.п.).
2. Содержание работы.
Учить сооружать простейшие постройки, обыгрывать их при помощи игрушек; изменять постройки в высоту или в ширину; располагать детали, придвигая их друг к другу или размещая на определенном расстоянии друг от друга.
В результате работы дети знакомятся с:
– названиями различных строительных деталей;
– правилами конструирования из строительного материала [6, с.53].
Дети учатся:
– поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Дети могут:
– под руководством педагога определять последовательность действий;
– сооружать элементарные постройки;
– усложнять, преобразовывать работу двумя способами: в высоту и в ширину;
– пользоваться понятиями «высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, такой же»;
– замыкать пространство (забор, дом и т.п.);
– правильно использовать различные детали и игрушки в своей работе;
– добавлять недостающие для завершения работы элементы;
– поддерживать порядок на рабочем месте во время работы [6, с. 54].
Итак, на основе вышеизложенного, мы пришли к выводу, что младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития и формирования конструктивной деятельности.
Выводы по главе I
Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования.
Наиболее изученным оказалось конструирование из строительного материала (А. Р. Лурия, Н. Н. Поддьяков, В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, В. В. Холмовская и др.). Были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Однако не была разработана развивающая творчество система обучения детей даже этому виду конструирования.
В педагогической практике широко используются и другие виды конструирования – из деталей конструкторов, из бумаги, крупногабаритных модулей, природных и бросовых материалов и др. Однако ни один из них не был подвергнут специальному исследованию, в том числе с целью определения принципов и условий развития в них детского творчества.
В связи с этим детское конструирование с использованием разных материалов, как показывает анализ методической литературы (Э. К. Гульянц, И. Я. Базик, З. А. Богатеева и др.) и практики, носит, в основном, чисто репродуктивный характер.
В то же время детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е. А. Флерина, Н. Н. Поддьяков), возникновения ярких и «умных» эмоций (А.В.Запорожец), что и позволяет считать детское конструирование мощным средством развития творчества у дошкольников.
В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности (Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова). Это положение подкрепляется и широким пониманием самого термина «конструирование», который произошел от латинского слова «construere» и означает построение, приведение в порядок, в определенное взаимоотношение отдельных предметов, частей, элементов. Все это позволяет нам рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных изделий, но и как деятельность, внутри которой формируется общая способность по выстраиванию целостностей различного типа. Такое понимание конструирования и легло в основу нашего исследования.
Все это делает особенно актуальным изучение детского конструирования во всех его типах, видах и формах, выявление особенностей формирования его как творческой деятельности на протяжении всего дошкольного детства, разработку конкретных педагогических технологий обучения.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа (на материале констатирующего эксперимента)
2.1. Задачи констатирующего эксперимента
На первом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, целью которого было выявить исходный уровень развития творческих способностей младших школьников.
Важную роль в нашем исследовании играло конструкторское мышление, которое мы рассматривали, как умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей, умение мысленно расчленять его и собирать.
Поэтому для диагностики мы вычленили необходимые конструкторские умения.
Конструкторские умения включают:
· умение узнать и выделить объект (видеть существенное);
· умение собрать объект из готовых частей (синтезировать) или построить с помощью чертёжных инструментов;
· умение расчленять, выделить составные части (анализировать);
· умение видоизменить или преобразовать объект по заданным параметрам;
· умение из преобразованного или видоизменённого объекта, или его отдельных частей собрать новый.
На этапе констатирующего эксперимента мы проверяли сформированность первых 3-х компонентов конструкторских умений (последние два необходимо было формировать у детей в ходе практической работы при обучении конструированию).
Учитывая особенности конструкторского мышления, мы сочли целесообразным провести диагностику по 2 направлениям.
1) Изучить особенности сформированности конструкторских умений. 2)Исследовать уровень развития творчества.
Для этого мы выбрали методику Г. А. Урунтаевой [22].
Опишем ее более подробно.
Комплекс диагностических методик состоит из шести заданий, которые оцениваются в баллах. Сумма балов по всем заданиям определяет уровень развития конструктивной деятельности. Представим особенности методики в виде таблицы.
Таблица 1.
Критерии оценки конструктивной деятельности
Уровень Критерий | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Изучение пространственных ориентировок | Минимальное кол-во ошибок, хорошая ориентированность. | Ошибки в ориентированности по сторонам, при положении «вверх ногами» | Не диффиринцируют стороны. |
Изучение умения представлять пространственные положения объектов при конструировании | Правильное расположение частей относительно друг друга, представление последовательности выполнения объекта | Недостаточно четкие представления о последовательности. | Затруднения в выполнении задания. |
Изучение эффективности конструирования | Оречевляет деятельность, планирует, оценивает действие, | Мало комментирует свои постройки, не обращается за советом, не констатирует результат. | Речевая активность снижена, деятельность не планирует. |
Изучение конструирования по замыслу | Отмечается: планирование, устойчивость замысла, сложность конструкции, самостоятельность, оригинальность | Планирование недостаточное, замысел не устойчив, элементы сложной конструкции, самостоятельность, Не отличается особой оригинальностью. | Отсутствие планирования, определенного замысла, простота конструкции, требуется постоянный контроль и помощь. |
Изучение влияния образца | Постройка идентична образцу или незначительно отличается от нее. | Использование деталей другой формы и образца, изменение величины. | Постройка полностью отличается от образца. |
Изучение мотивов конструирования | Преобладает мотив конструирования | мотив конструирования иногда заменяется игрой | Преобладает игровой мотив. |
2.2. Результаты констатирующего эксперимента