— Трансперсональная психология признает важность трансцендентальных аспектов человеческого опыта. Маслоу назвал этот уровень сознания четвертой силой Западной психологии — после бихевиоризма, психоанализа и гуманистической психологии.
Бытийная любовь (Being love). Любовь к сущности другого существа. Эта любовь не носит собственнического характера; в ней есть то истинное (Taoist) отношение невмешательства; она предоставляет всему быть таким, какое оно есть, не стремясь что-то улучшать или изменять. Этот тип любви может способствовать вершинным переживаниям.
Бытийная мотивация (Being motivation). Удовлетворение и удовольствие от настоящего или желание найти достойную цель (духовный рост или метамотивация). Хорошими примерами мотивации бытия могут быть любопытство и игривость (curiosity and playfulness).
Бытийные ценности (Being values). Считается, что они есть у каждого индивида. Согласно Маслоу, наивысшие ценности существуют в самой человеческой природе (Within human nature itself). В список подобных ценностей входят правда, красота, цельность, жизненная сила, совершенство, доброта, уникальность, простота, справедливость, богатство, порядок, трансцендентальность (of dichotomy), необходимость (necessity), ненужность усилий (легкость достижения цели) (effortlessness), игривость (playfulness), завершенность и самодостаточность.
Вершинные переживания (Peak experiences). Потрясающие сознание радостные моменты. Когда индивиды ощущают гармонии космоса, чувствуют свое мистическое единение и сопричастность с миром. Такие переживания часто вдохновляются сильной глубокой любовью, красотой природы или впечатлениями от шедевров искусства и музыки.
Десакрализация (Desacralization). Обеднение жизни из-за нежелания серьезно относиться к ее явлениям и событиям. Это может происходить из-за страха глубоких эмоций.
Дефицитарная любовь (Deficiency love). Эгоистическая любовь, когда человек просто хочет что-то получить. Такая любовь основана на потребности в самоуважении, страхе одиночества и т. д.
Дефицитарная мотивация (Deficiency motivation). Мотивация, истоки которой в фрустрированных потребностях, в чувстве неудовлетворенности. Сюда же относится и желание изменить существующее положение вещей.
Дефицитарное познание (Deficiency cognition). Тип мышления и восприятия, ограничивающие возможности индивида правильно оценивать объекты, он видит в них только средство достигнуть желаемого, удовлетворить собственные потребности, особенно если эти потребности очень сильны.
Иерархия потребностей (Hierarchy of needs). Модель расположения человеческих потребностей, согласно которой основные физиологические потребности должны удовлетворяться прежде психологических. Каждый уровень потребностей основывается на предшествующем. На вершине этой иерархии находятся потребности личностного роста и самоактуализации.
Комплекс Ионы (Jonah complex). Нежелание полностью использовать свои способности. Корни этого комплекса в страхе перед трудностями, в том, что индивид не в состоянии отказаться от привычного, но ограниченного существования, боится всего нового, опасается потерять то, что имеет. Возможно, этот комплекс представляет собой главное препятствие самоактуализации.
Метажалобы (Metagrumbles). Уровень жалоб, относящихся к фрустрации метапотребностей, таких, как справедливость, совершенство, красота, правда. Обычно эти жалобы показывают, что базовые потребности в достаточной степени удовлетворены.
Метамотивация (Metamotivation). Поведение, вдохновленное высоким развитием представлений о ценностях и потребностях. Обычно такое поведение свойственно самоактуализирующимся людям.
«Переживание плато» (Plateau experiences). Важные перемены в отношение индивида к жизни и всему окружающему, воздействующие на восприятия действительности и точку зрения на события и явления. Способствуют обострению сознания и приятию мира. Эти переживания более стабильны и длительны, чем вершинные переживания, они дают возможность нового, более глубокого видения мира.
Познание бытия (Being Cognition). Мышление и восприятие мира, дающие возможность всесторонне рассмотреть и понять внешние объекты, оценить их подлинную значимость, а не только по отношению к чьим-то личным интересам. Познание бытия не поддается осуждению, сравнениям и оценкам. Основой отношения к бытию должно быть приятие того, что есть.
Психологические потребности (Psychological needs). В иерархии Маслоу это человеческие устремления, которые не могут быть удовлетворены прежде физиологических потребностей. К психологическим потребностям относятся (в указанном порядке) потребности безопасности и защищенности, принадлежности и любви, самоуважения и уважения окружающих и самоактуализации.
Самоактуализация (Self-actualization). Согласно системе Маслоу, это продолжительный процесс, при котором способности человека используются творчески, радостно и полностью. Это путь неустанной работы, активной жизни и осознания своей связи со всем миром.
Синергия (Synergy). Комбинированное действие различных элементов, которое оказывается более эффективным, чем сумма воздействия всех элементов, взятых в отдельности. Это же слово (название) относится к совместным действиям индивидов.
Сконцентрированность вокруг проблемы (Problem-centered). Характерна для творческих людей, которые сосредоточивают внимание на том главном, что нужно для достижения желанной цели. Этот подход противоположен сконцентрированности, вокруг собственного эго (дефицитарное познание), когда индивиды видят не то, что есть на самом деле, а то, что им хочется.
Сконцентрированность вокруг средств достижения цели (Means centered). Характеризует индивидов, которые слишком много внимания уделяют мелким процедурным деталям или методологии проектов или процессов и при этом часто теряют из вида саму цель.
Физиологические потребности (Physiological needs). Согласно иерархии потребностей Маслоу, это самые базовые человеческие желания. Сюда входят физиологические потребности в кислороде, пище, воде, сне и сексе.
Эупсихея (Eupsychia). Идеальные, гуманистически ориентированные сообщества (communities), членами которых являются здоровые, самоактуализирующиеся индивиды.
Maslow, A. H. (1968). Toward a psychology of being (2 ed.) New York: Van Nostrand.
Работа «На пути к психологии бытия» является наиболее популярной и широко доступной книгой. Она включает материалы, посвященные проблеме дефицитарности в противовес бытию, психологии роста, креативности и человеческим ценностям.
Maslow, A. H. (1971). The farther reaches of human nature. New York: Viking Press.
Во многих отношениях работа Маслоу «Предельные горизонты человеческой природы» («Пределы человеческих возможностей») является его лучшей книгой. Она представляет собой сборник статей по вопросам психического здоровья, креативности, ценностей, образования, общества, метамотивации, и трансценденции, а также включает полную библиографию публикаций Маслоу.
Maslow, A. H. (1987). Motivation and personality (3 ed.) New York: Harper & Row.
Книга «Мотивация и личность» представляет собой учебник психологии, содержащий более техническое изложение работ Маслоу, включая теорию мотивации, иерархию потребностей и вопросы самоактуализации.
http://www.maslow.com/
Полный путеводитель по публикациям работ самого Маслоу, а также работ, посвященных Маслоу, включая аудиовизуальные материалы и неопубликованные работы и письма.
http://www.maslow.org/
На сайте помещены статьи, рассматривающие идеи Маслоу, биографические этюды и связанные с именем Маслоу источники по гуманистической и трансперсональной психологии.
http://www.sagemagic.com/
SAGE — это аббревиатура (организации) Self-Actualization Growth Education (Образование в сфере самоактуализации и (личностного) роста). Данный сайт преследует цель помочь людям в работе, ведущей к собственной самоактуализации и развитию личности. Он содержит информацию по психологическому консультированию и группам поддержки, инструкции по развитию жизненно важных навыков, а также психологические инструменты, помогающие в решении жизненных проблем.
Anderson, R., & Braud, W. (Eds.) (1998). Transpersonal research methods in the social sciences. Thousand Oaks, CA: Sage.
Assagioli, R. (1971). Psychosynthesis. New York: Viking Press.
Benedict, R. (1970). Synergy: Patterns of the good culture. American Anthropologist, 72, 320-333.
Brennan, Т., & Piechowski, M. (1991). A developmental framework for self-actualization. Journal of Humanistic Psychology, 31, 43-64.
Dabrowski, K. (1967). Personality shaping through positive disintegration. Boston: Little, Brown.
Fadiman, J. (1980). The transpersonal stance. In: R. Walsh & F. Vaughan (Eds.), Beyond ego. Los Angeles: Tarcher.
Firman, J. (1980). , Gila, A. (1997). The primal wound. Albany, NY: SUNY Press.
Firman, J. (2000). Psychosynthesis: An essential text. Palo Alto, СA. Psychosynthesis Palo Alto (461 Hawthorne Av., Palo Alto, CA. 94301).
Frager, R. (1989). Transpersonal psychology: Promise and prospects. In: R. Valle & S. Hailing (Eds.), Existential-phenomenological perspectives in psychology. New York: Plenum Press.
Fuller, A. (1994). Psychology and religion. Lanham, MD: Littlefield Adams.
Goble, F. (1971). The third force: The psychology of Abraham Maslow. New York: Pocket Books.
Goldstein, K. (1939). The organism. New York: American Book.
Goldstein, K. (1940). Human nature in the light of psychopathology. New York: Schocken Books.
Gray, S. W. (1986). The relationship between self-actualization and leisure satisfaction. Psychology, 23, 6-12.
Grof, S. (1975). Realms of the human unconscious. New York: Viking Press.
Grof, S. (1988). Adventures of self-discovery. New York: State University of New York Press.
Grof, S. with H. Bennett. (1993). The holotropic mind. New York: HarperCollins.
Grof, S. (1998). The cosmic game, NY: SUNY.
Grof, S. (200). The psychology of the future, NY: SUNY.
Hall, M. (1968). A conversation with Abraham Maslow. Psychology Today, 2(2), 34-37, 54-57.
Hardy, J. (1987). A psychology with a soul: Psychosynthesis in evolutionary context. New York: Routledge & Kegan Paul.
Hart, Т., Nelson, P., & Puhakka, K. (Eds.) (2000). Transpersonal knowing: Exploring the horizon of consciousness. Albany, NY,SUNY.
Hoffman, E. (1999). The right to bo human. New York: McGraw-Hill.
Horner, M. (1972). The motive to avoid success and changing aspirations of college women. In: J. Bardwick (Ed.), Readings on the psychology of women (p. 62-67) New York: Harper & Row.
Huxley, A. (1944). The perennial philosophy. New York: Harper & Row.
Huxley, A. (1963). Island. New York: Bantam Books.
International Study Project (1972). Abraham H. Maslow: A memorial volume. Monterey, CA: Brooks/Cole.