Люди обладают громадной способностью к символическому творчеству, которая служит им «мощным инструментом для понимания окружающей среды, а также для создания и регулирования событий окружающей среды, затрагивающих практически каждый аспект их жизни» (Bandura, 1994b, p. 62). Использование символов, особенно языка, позволяет нам «превращать мимолетные переживания во внутренние образцы, служащие руководством к будущим действиям» (Bandura, 1986, р. 18). Такая трансформация придает некоторую последовательность и структуру системе «я» (self system). Без этой способности люди всего лишь реагировали бы на возбуждения, исходящие от органов чувств и не могли бы предсказывать события, создавать новые идеи и использовать внутренние стандарты для оценки своих настоящих переживаний. Люди обладают способностью рефлективного самосознания (reflective self-consciousness), они не просто мыслят, но могут думать о мышлении. «Люди формируют убеждения относительно того, что они способны сделать, они предвидят возможные последствия предполагаемых действий, ставят перед собой цели и таким образом планируют свою деятельность, чтобы она принесла желаемый результат» (Bandura, 1991b, p. 248).
— Социально-когнитивная теория Бандуры придерживается точки зрения, что деятельность человека есть продукт множественного действия событий окружающей среды, поведения человека и свойств его личности, особенно мышления. Бандура рассматривает деятельность людей в терминах реципрокного детерминизма (reciprocal determinism), который предполагает тройственное взаимодействие окружающей среды, поведения и личности (Bandura, 1977, 1982а, 1986).
— Три реципрокных фактора не обязательно вносят одинаковый вклад в мышление и поведение. В разное время и при разных обстоятельствах любой из них может оказаться наиболее сильным. Но ни один из факторов не определяет поведение всегда. Все три действуют постоянно, влияя друг на друга.
— Два важных фактора окружающей среды, которым теоретики других направлений часто не уделяют должного внимания, — это случайные встречи (chance encounters) и случайные события (fortuitous events). Бандура считает, что многие из влияний, имеющих решающее воздействие на нашу жизнь, берут начало в этих незапланированных и неожиданных событиях. Однако как только такие события происходят, они входят в тройственную модель так же, как и запланированные события.
— Как существа, обладающие мышлением, мы способны использовать символы, и особенно язык, чтобы превратить кратковременные переживания в относительно постоянные образцы поведения. Это придает некоторую стабильность системе «я» (self system). Под системой «я» подразумеваются сознательные структуры, позволяющие нам замечать, оценивать и регулировать свое поведение.
— Мы имеем ограниченную способность к саморегуляции и можем использовать для этого как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы дают нам стандарты для оценки своего поведения (standards for evaluating our behavior), а также внешние подкрепления (external reinforcement) в форме наград, получаемых от других. Внутренние факторы саморегуляции включают: 1) самонаблюдение, 2) процесс вынесения суждений и 3) реакцию на себя.
— Процессы саморегуляции, однако, специфичны и действуют только тогда, когда они включены. Посредством выборочного включения (selective activation) и отключения внутреннего контроля (disengagement of internal control) мы можем отмежеваться от вредных последствий наших действий. Четыре основных метода выборочного включения и отключения внутреннего контроля — это: 1) переопределение своего поведения, 2) смещение или распыление ответственности, 3) игнорирование или искажение последствий своего поведения и 4) обвинение самих жертв в их страданиях.
— Наша деятельность, как правило, более успешна, когда мы обладаем высокой самоэффективностью (self-efficacy), то есть большой уверенностью в своей способности произвести действия, которые приведут к желаемому результату в данной конкретной ситуации. Самоэффективность повышается или понижается благодаря 1) непосредственному опыту, то есть успешным собственным действиям, 2) косвенному опыту, 3) общественному одобрению или порицанию и 4) физическому и эмоциональному состоянию человека.
— Коллективная эффективность (collective efficacy) означает уверенность группы людей в том, что они могут совместными усилиями добиться социальных перемен.
— Бандура полагает, что человек может учиться, не производя сам никаких действий. Он называет этот процесс научением через наблюдение (observational learning) и отличает его от научения через проигрывание (enactive learning). Для того чтобы научиться посредством наблюдения, мы должны: 1) обратить внимание на образец, которому собираемся следовать, 2) организовать и хранить свои наблюдения, 3) попробовать выполнить новые для себя действия, 4) иметь причину повторять поведение модели.
— Научение через проигрывание имеет место, когда мы встречаемся с последствиями своей деятельности. Эти последствия могут сообщать нам информацию, мотивировать будущее поведение или подкреплять настоящее.
Выборочная активация (Selective activation). Концепция, согласно которой не существует автоматического внутреннего контролирующего агента, такого как сознание или суперэго. Саморегуляторные (self-regulatory) функции действуют, только когда они включены.
Искажение результатов своих действий (Distorting, obscuring). Функция отключения внутреннего контроля, включающая преуменьшение, игнорирование последствий и неправильное истолкование своего поведения.
Мышление (Cognition). Внутренняя структура, частично определяющая, какие события окружающей среды будут восприняты, получат оценку и станут основой для действия.
Отключение внутреннего контроля (Disengagement of internal control). Психологический механизм, благодаря которому мы можем отделять в сознании наше поведение от его негативных последствий. Бандура выделяет такие функции, как: переопределение природы поведения, смещение или распыление ответственности, искажение, умаление или игнорирование последствий нашего поведения, обвинение или дегуманизация жертвы.
Переопределение поведения (Redefinition of behavior). Функция отключения внутреннего контроля, включающая в себя моральное оправдание (moral justification), оправдывающее сравнение (palliative comparisins) и использование словесных ярлыков (euphemistic labels).
Реципрокный детерминизм (Reciprocal determinism). Теория, согласно которой поведение человека есть результат взаимодействия личностных факторов, включая мышление и познавательную способность (cognition), явлений окружающей среды и действий самого человека.
Саморегуляция (Self-regulation). Возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением. Бандура разделяет две группы факторов саморегуляции. Внешние факторы: подкрепления и стандарты; внутренние факторы: самонаблюдение (self-observation), процесс вынесения суждений (judgmental process) и активная реакция на себя (active self reaction).
Самоэффективность (Self-efficacy). Суждения людей относительно их способности вести себя релевантно специфической задаче или ситуации. В качестве причин изменения самоэффективности Бандура рассматривает опыт непосредственной деятельности (mastery experiences), косвенный опыт (vicarious experiences), общественное мнение, а также физическое и эмоциональное состояние человека.
Система «я» (Self system). Набор когнитивных структур, включающих восприятие, оценку и регуляцию поведения.
Смещение или распыление ответственности (Displacement or diffusion of responsibility). Функция отключения внутреннего контроля, ответственность за свои действия возлагается на внешние причины или распространяется на большое количество людей.
Bandura A. (1974), Behavior theory and and the models of man. American Psychologist, 29, p. 864.
Bandura A., (1977), Social-learning theory, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Bandura A., (1978 b), The self system in reciprocal determinism. American Psychologist № 3, p. 356-357.
Bandura A., (1986), Social foundations of thought and action: A Social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Bandura A. (1989), Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy, DP № 25, p. 729.
Bandura A., (1991 a), Social cognitive theory of moral thought and action. In W. M. Kurtiness (Ed.) Handbook of moral behavior and development, Vol. 1 (pp. 45-103), Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Bandura A., (1991 b), Social cognitive theory of self-regulation. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 50, 248-287.
Bandura A., (1994 a), Social cognitive theory and exercise control over HIV infection. NY: Plenum Press.
Bandura A., (1994 b), Social cognitive theory and mass communication. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.), Media effects: Advances in theory and research (p. 62). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Bandura A., (1995 a), Exercise of personal and collective efficacy in changing societes. Cambridge: Cambridge University Press.
Bandura A., (1995 b), On rectifying conceptual ecumenism. In J. E.Maddux (Ed.). Self-efficacy, adaptation, and adjustment (pp. 347-375), NY: Plenum Press.
Bandura A., Adams N. E., Hardy A. B, & Howells G. N., (1980) Test of the generality of self-efficacy theory. Cognitive Therapy and Research, 4, 39-66.
Chambliss C.A. & Murray E. J., (1979), Cognitive procedures for smoking reduction: Simptom attribution versus efficacy attribution. Cognitive Therapy and Research, 3, 91-9.
Feist J., Feist G., (1998), Theories of Personality, McGraw-Hill.
И. Загашев
Эта глава посвящена деятельности Курта Левина, основателя психологической теории поля, которая представляет собой метод анализа жизненного пространства как отдельного человека, так и группы людей. Независимо от того, какие явления находились в фокусе внимания Левина и его последователей — механизмы запоминания, проблемы подросткового возраста, стили лидерства, стратегии внедрения инноваций на производстве, привычки в питании или семейные конфликты, — метод исследования жизненного пространства помогал раскрывать новые закономерности, новые психологические явления. Таким образом, теория поля является уникальным психологическим инструментом для понимания человека, его мотивов, внутренних конфликтов и притязаний.