— Центрированный на отношениях подход, представленный Джин Бейкер Миллер, включает в себя три связанные между собой темы: влияние культурной среды на жизнь женщины, важность для женщины взаимоотношений с людьми и признание полномочий и душевных качеств женщины.
— Психологическое развитие женщины происходит в ее отношениях с людьми.
— Общение с людьми определяет психологическое состояние человека, особенно если речь идет о женщине.
— Женщины ориентированы на заботу о других людях, ответственность за них, общение; мужчины же тяготеют к уединению, отчужденности, самостоятельности.
— Традиционные психологические теории неверно истолковывают личностный опыт не только женщин, но и мужчин. Общество оказывает давление на мальчиков, заставляя их ориентироваться на конкуренцию, отчужденность, силу и власть.
— Центрированная на отношениях модель психологии женщины подчеркивает важность эмоциональной близости с людьми и ужас отчуждения от них. Это имеет значение для понимания роли женщины на работе и в семье.
— Зависимость видится как позитивное качество, способствующее здоровому психологическому развитию и росту. Пересмотр значения слова «зависимость» позволяет отказаться от несправедливых обвинений, которые возникают при переоценке независимости и самостоятельности.
— Центром внимания являются человеческие отношения, а не отдельно взятая личность.
— Главная движущая сила в жизни женщины — постоянное стремление к общению, взаимности, отзывчивости.
— Интерес, искренность, способность активно действовать, ощущение собственной ценности возрастают, когда человек принимает участие в отношениях с людьми. В результате он чувствует себя не одиноким, а тесно связанным с другими, что побуждает его расширять круг общения.
— Центральные моменты развития личности — это опыт установления связи с людьми и отчуждения от них в процессе общения. Основой нового понимания важности человеческих контактов является эмпатия.
— Цель психологического развития — участие в отношениях с взаимным доверием и взаимной эмпатией, а не уединение и отчуждение от людей.
— Ребенок или взрослый, огражденный от участия в отношениях, которые характеризовались бы взаимным доверием и взаимной эмпатией, рискует оказаться в психологической изоляции.
— Парадокс «связь — отчуждение» лежит в основе всех психологических проблем, выявляемых в ходе психотерапии.
— Психологические проблемы представляют собой защитные механизмы, построенные людьми. Эти механизмы препятствуют установлению людьми связей с окружающими, несмотря на активное стремление к общению.
— В рамках центрированной на отношениях модели понятия «гнев», «стыд» и «конфликт» рассматриваются с новой точки зрения. Гнев и конфликт считаются необходимыми вехами на пути к улучшению качества взаимоотношений. Стыд описывается как ощущение отчуждения от людей и отсутствие возможности быть ими понятым.
— Чтобы наладить контакты с близкими людьми, дети из так называемых неблагополучных семей развивают ряд стратегий, включая разыгрывание ролей и эмоциональную холодность, оставляя свое внутреннее «я» непричастным к общению. Давление родителей на детей, скрытность и черствость родителей отчуждают членов семьи друг от друга.
— Для эффективной психотерапии необходима взаимность. Путь к ней лежит, скорее, через эмпатию, искренность психотерапевта и его участие в отношениях с пациентом, чем через его нейтралитет, так поддерживаемый фрейдистами и последователями классических теорий.
Зависимость (Dependence). Положительное качество, способствующее здоровому психологическому развитию и росту человека.
Культурная среда (Cultural context). Система ценностей, принятая в патриархальном обществе и влияющая на жизнь и развитие личности как мужчины, так и женщины.
Связь (Connection). Общение, приносящее обоюдную пользу. Связь и контакты с людьми являются основой психологического развития. Связь основана на эмпатии, взаимности, инициативе, доверии.
Реляционный подход (подход к межличностным отношениям )
Belenky, M., Clinchy, В., Goldberger, N., & Tarule, J. (1986). Women's ways of knowing. New York: Basic Books.
В книге рассматриваются базовые паттерны познания и взаимодействия с окружающим миром, характерные для женщин. Основанная на интервью со ста женщинами, эта работа также показывает, каким образом голос женщин замалчивается в мире навязанных мужчинами стандартов познания и обучения.
Brown, L. M., & Gilligan, C. (1992). Meeting at the crossroads: Women, psychology and girls' development. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Книга описывает дилеммы, с которыми сталкиваются девушки подросткового возраста, чувствующие, что они сдерживают проявления своего истинного «я», для того чтобы поддерживать близкие отношения. Книга содержит также идею о том, что те непосредственность и энергия, которые молодым девушкам свойственно проявлять в близких отношениях, исчезают, когда они пытаются соответствовать стандартам женственности, заглушающим их истинные знания о мире отношений.
Gilligan, C. (1982). In a different voice. Cambridge, MA: Haruii: University Press.
В этой, уже ставшей классической работе, пересматривающей взгляд на женскую психологию, предлагается свежий анализ различных путей развития мальчиков и девочек. Книга исследует вопрос о различиях между моралью справедливости и моралью милосердия. Ее необходимо прочесть каждому, кого интересуют новые направления психологии развития женщины.
Jordan, J. (Ed.). (1997). Women's growth in diversity. New York: Guilford Press.
В книге продолжает развиваться теория, основы который были положены в книге Women's Growth in Connection в ней также рассматриваются вопросы индивидуальных различий в развитии личности женщины.
Jordan, J. V., Kaplan, A. G., Miller, J. В., Stiver, I. P., & Suito, J. L. (1991). Women's growth in connection. New York: Guilford Press.
Собрание ранних публикаций Стоун-Центра при Уэллсли Колледже (Stone Center, Wellesley College). Книга вводит читателя в круг ключевых концепций модели развития отношений: концепций взаимности, эмпатии, взаиморазвития, ощущения своего «я» женщинами и зависимости.
Miller, J. В. (1976). Toward a new psychology of women. Boston: Beacon Press.
В этой новаторской работе, называемой даже революционной, сформулирована суть подхода Стоун-Центра к пониманию женской психологии. В ней рассматриваются социальные силы, оказывающие влиянием на индивидуальное развитие женщины, а также подчеркивается значительная, хотя и нередко недооцениваемая роль женщин в формировании межличностных отношений и культуры. Книга рекомендуется всем, кто хотел бы понять мир женщин и культурную динамику, формирующую их жизнь.
Stone Center Working Paper Series (1982—1997). Stone Center Works in Progress (Nos. 1-78). (Available from Stone Center, Wellesley College, Wellesley, MA 02181-8268.)
Серия самых разнообразных по характеру работ, затрагивающих такие темы, как власть, смелость, лесбийская тематика, пути развития цветных женщин, психотерапия и др. Книга рассматривается многими специалистами как отражающая передний край развития науки в подходах к изучению женской психологии.
Органические исследования
Baring, А., & Cashford, J. (1991). The myth of the goddess: Evolution of an image. London: Viking Arkana.
Эта исчерпывающе подробная книга является классическим справочным изданием по истории женской духовности с древнейших времен до ее места в современном мире.
Brand, W., & Anderson, R. (1998). Transpersonal research methods for the social sciences: Honoring human experience. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.
Это серьезное и оригинальное руководство, посвященное трансперсональным методам исследований, представляет собой последнее слово в развитии исследовательской техники и теории.
Brown, L. М., & Gilligan, C. (1992). Meeting at the crossroads: Women's psychology and girls' development. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Книга представляет читателю необычно сочувственный и откровенный взгляд на феминистские исследования в своих лучших проявлениях.
Clements, J., Ettling, D., Jenett, D., & Shields, L. (1998). Organic inquiry: If research were sacred. Unpublished manuscript, Institute of Transpersonal Psychology, Palo Alto, CA.
Это последняя публикация, посвященная истокам , теории и практике продолжающих свое развитие органических исследований. Данные материалы также доступны на сайте: Serpentina.com.
Reinharz, S. (1992). Feminist methods in social research. New York: Oxford University Press.
Данная работа до сих пор остается лучшим источником, посвященным теории и практике феминистских исследований.
Seeley, R. (2000). Sacred callings: The process of moving into vocation at midlife as seen through story and reflection in a council of nine women. Unpublished doctoral dissertation. Institute of Transpersonal Psychology, Palo Alto, CA.
Докторская диссертация предлагает читателю практический взгляд на лучшие и самые современные органические исследования.
http://info.umuc.edu/~loliva/pow.htm
Сайт, составленный профессором Линдой Оливия (Linda Olivia) для ее студентов. Прекрасный источник основных ссылок на сайты, посвященные вопросам женской психологии.
Behar, R. (1996). The vulnerable observer: Anthropology that bmks your heart. Boston: Beacon.
Belenky, M., Clinchy, В., Goldberger, N., & Tarule, J. (1986). Women's ways of knowing. New York: Basic Books.
Bergman, S. (1991). Men's psychological development: A relational perspective. Work in progress (No. 48). Wellesley, MA: Stone Center Working Paper Series.
Brown, L. M., & Gilligan, C. (1992). Meeting at the crossroads: Women, psychology and girls' development. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Brown, L. S. (1992). A feminist critique of the personality disorders. In L. S. Brown & M. Ballou (Eds.), Personality and psychopathology: Feminist reappraisals (pp. 206-228). New York: Guilford Press.