Отсутствие целостности создало эффект кривого зеркала, в котором все элементы отражены вроде бы верно, но общая картина выглядит искажённой. Отсутствие глубины абстрагирования, а, следовательно, и универсальности понимания сказалось на языке авторов: не было простоты и доходчивости в изложении, не было ярких аналогий повседневной жизни, понятных каждому.
В этой неудаче наиболее отчетливо видна причина неспособности общества раскрыть секрет гармонии:
-извечное противоречие между фрагментарностью количественных, материальных знаний и целостностью качественного, духовного Знания;
-между знаниями временными, подчиненными личным или корпоративным интересам и Знанием Вечным, подчинённым Истине;
-между знаниями, добытыми трудом и доступными каждому, и Знанием, добытым самопожертвованием, самоотречением и доступному единицам.
Общество, объединённое лишь личным интересом, выраженным в специализации труда, достичь гармонии не сможет, оно обречено на саморазрушение.
Общественная сущность человека не есть нечто над личностное и вне-личностное, противостоящее отдельному человеку в качестве абстрактно-всеобщей силы. Она является сущностью и каждого отдельного индивида, его собственной деятельности, жизни и собственного богатства. Это означает, что человеческая сущность, присущая всем людям, персонифицируется, приобретая индивидуальные черты и особенности их носителей. Универсальная родовая сущность человека существует не сама по себе, а проявляется в общении между людьми, в отношениях между ними, в обмене их деятельностью и способностями. Тем самым общая социальная сущность человека или его универсальные родовые сущностные силы становятся собственностью индивидов. В интегрированном виде они складываются и развиваются исторически как созидательные силы, направленные на использование и преобразование собственных потенциальных возможностей, общества и природной среды.
Личность — это социальная составляющая человека или совокупность его социальных качеств. Личность — сущностное в человеке. Что нельзя при этом игнорировать то, что все социальное в человеке испытывает разной степени влияние его биологического происхождения и развития. Социальное и биологическое в человеке нельзя ни отождествлять, ни подменять, ни отрывать одно от другого.[3] Представляют собой определенную систему взаимодействующих элементов. Благодаря этому человек оказывается способным выполнять свои функции, используя такие инструменты сознания, как разум, волю и чувства. У обычного человека биологическое не только включено в социальное, но и подчинено ему. Доминантами философского сознания выступают человек и его внутренняя гармония, следовательно, научное знание и мировоззренческая функция.
Так же человек это воплощенное единство биосоматического (телесного) и духовного начала, в содержание понятия “человек” входят, соответственно, две качественно неоднородные составляющие: биологическая и социальная.
Уже это предопределяет, что достижение гармонии между составляющими - трудно достижимая цель, а обычно их взаимодействие изобилует различиями, несоответствиями, противоречиями, конфликтами, проявляющимися, однако в рамках нерасторжимого единства, хотя и относительного. Человек, выйдя из природы и обретя социальную сущность, прервал нить собственно животного развития.
Из этого всего выходит, что внутренний мир общественной гармонии человека формируется под влиянием внешних условий и собственной рефлексии, следовательно, в процессе воспитания, когда взаимодействуют воспитатель (субъект) и воспитуемый (объект), и в ходе самовоспитания. Последнее имеет место в результате внутренней активности личности, направленной на выработку качеств, которые она считает для себя полезными, желательными, что и является мечтой и реальностью.
1.2 Проницаемость внутренней гармонии человека
Что же является источником внутренней гармонии человека? Источник состоит в том, что человек по мере активного, деятельного и созерцательного проникновения во внутреннюю форму слова, символа, другого человека, произведения искусства, природы, в том числе и своей собственной, строит свою внутреннюю форму, расширяет внутреннее пространство своей души. Мифологическое и символическое понимание мира подготовило представление о нем как о едином существе, имеющем внешнюю и внутреннюю гармонию, и такое же представление о человеке, об искусстве, о языке. Именно в этом смысле мир соприроден человеку, человек соприроден миру.
Создаваемые человеком в процессе развития внутренняя гармония представляет собой пространство, в котором может находиться душа. Внутренняя сама по себе лишь потенциально является пространством души. Это пространство активно, энергично, его внутренний избыток стремится наружу, чтобы реализовать себя, и таким образом влияет на внешние активности, поведения и деятельности своего носителя как и на внешнюю — облик и лик последнего.
Прорываясь вовне, внутренняя гармония становится внешней, а следовательно, может быть предъявлена, дарована другому человеку. Если вспомнить тезис об обратимости внешней и внутренней форм, то можно предположить, что душу человека следует рассматривать как нечто объемлющее внешнюю и внутреннюю гармонии. Или, по крайней мере, как то, что может ими распоряжаться. В каждом человеке имеются археологические, архетипические пласты знаний, опыта, нераскрытых способностей, виртуальных внутренних форм поведения и деятельности.
Благодаря своему пограничному положению такие, например, органы индивида, как движение, действие, образ, слово, имеют и свое внешнее, и свое внутреннее. В этом можно разбираться бесконечно, если не определить или не уточнить расплывчатые понятия внешнего и внутреннего.
Вскрывая объективную зависимость человека от природы и общества, общую предопределенность типологии личности ступенями социального развития, важно одновременно установить пределы этой зависимости, т. е. меру относительности данной закономерности, самооценность свободы и независимости человека. История развивается таким образом, что альтернативность во многих своих разновидностях присуща человеку (его интеллекту, мировоззренческим взглядам, а также практической деятельности) в значительно большей степени, чем обществу в целом.
В то время как общество не может “выскочить” за пределы своей эпохи, человек, реально живя в ту или иную эпоху, способен в социальном, интеллектуальном и нравственном отношении на столетия опережать ее, равно как и олицетворять время, которое уже давно ушло. В настоящем обществе есть прошлое и будущее, все краски и тона бытия, которые выражают люди, одаренные сознанием и волей.
В реестре ценностей воля считается самой высокой и жизненно необходимой: «Жизнь — это воля к власти». Зато морали не повезло: мир, основанный на принципах морали, оказывается, не является истинным, он никуда не годится. Такой мир не соответствует интересам «сверхчеловека», которого немецкий философ считал «смыслом Земли». История и современность, дают массу свидетельств, что когда люди берут на себя сверх того, что им дано по их природе, презирают мораль, гуманизм, справедливость и становятся «по ту сторону добра и зла», они фактически превращаются в не людей, живущих по безумным законам самоистребления. В наше время следование такой философии человека привело бы планету в преисподнюю.
2. Психическое здоровье
2.1 Что такое психическое здоровье
Психическое здоровье этосовокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сообществах и культурах. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго – изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас – как вариант сексуальной адаптации.
С конца 19 в., после работ З.Фрейда, а затем К.Юнга и других исследователей в психологии и психиатрии утвердилась концепция о не сводимости психической жизни к сознательному опыту.[4] На исследования психики и ее расстройств сильно повлияло фрейдистское учение о том, что наша сознательная душевная жизнь определяется неосознанными представлениями, импульсами, эмоциями и противостоящими им защитными механизмами.
Это воздействие фрейдизма сохраняется и до настоящего времени; исключение составляют бихевиоральные (поведенческие) теории психической деятельности, пользовавшиеся большим влиянием в течение нескольких десятилетий (до 1950–1960-х годов). Их сторонники отвергали концепцию о роли бессознательного в психической жизни, считая, что она не нужна для объяснения поведения.
Для проведения междисциплинарных исследований человеческого разума современная психология установила связи с другими науками – антропологией, нейробиологией, нейрохимией, кибернетикой и лингвистикой. Понятие психического здоровья часто определяется в терминах этих наук 20 в. Психологов 19 в., незнакомых с подобной терминологией, в частности Фрейда, вероятно, удовлетворила бы такая формулировка современных взглядов на психическое здоровье: здоровая психика - это та, которая эффективно отвечает на стимулы среды сознательными и бессознательными реакциями.