Смекни!
smekni.com

Психология, Дружинин В.Н. (стр. 140 из 189)

Нарушение критичности и спонтанности поведения. Нарушение критичности проявляется по-разному; оно может выступать в виде нецеленаправленных действий, расторможенности поведения, нецеленаправленности суждений, когда человек не сравнивает свои действия с их результатами, когда он не замечает своих ошибок и не исправляет их.

Аспонтанность поведения проявляется в таких симптомах, как ситуационное пове­дение и персеверации. Ситуационое поведение заключает в себе тенденцию к чрезмер­но быстрой смене реакций. Симптом персеверации был описан А. Р. Лурией в 1943 г. у больных с нарушением премоторной зоны мозга. Выполнив какой-либо компонент движения, больные не могли переключиться на другой его компонент. Ситуационное поведение и персеверации являются индикаторами того, что деятельность больного лишена смысловой характеристики и замещается действиями, за которыми не стоит смыслообразующий мотив.

Вопросы для повторения

1. В чем могут выражаться нарушения эмоций?

2. В каких основных видах проявляются нарушения мышления?

3. Расскажите о навязчивых, сверхценных и бредовых идеях.

4. Опишите основные формы нарушений интеллекта.

5. Что вы знаете о формах и уровнях умственной отсталости?

6. В чем выражаются нарушения личности?

Рекомендуемая литература

Александров А. А. Современная психотерапия. — СПб.: Академический проект, 1997.

Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. - 304 с.

Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. — Донецк: Сталкер, 1997. — 525 с.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 238 с.

Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. / Пер. с англ. В. В. Стрелец. — М.: Медицина, 1994.-1192 с.

Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л.: Медицина, 1982. — 271 с.

Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М.: Медицина, 1985. — 308 с

Лебединский В. В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза // Вестник МГУ. — Серия 14. Пси­хология. - 1996. - № 2. - С. 32-45.

Личко А. Е. Психопатии и аномалии характера у подростков. — Л.: Медицина, 1977. — 208 с.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 1973. — 374 с.

Тарабрина Н. В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение. — 1996. — № 1(2).

Хамская Е. Д. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 226 с.

Хэзлем М. Т. Психиатрия / Пер. с англ. Г. А. Лубочкова. — Львов: Инициатива, 1998. — 609 с. — (Класси­ки зарубежной психологии).

Глава 29. Основные психические заболевания, их лечение и профилактика

Краткое содержание главы

Шизофрения. Шизофрения как отдельное заболевание. Симптомы шизофрении. Класси­фикация форм шизофрении.

Маниакально-депрессивный психоз. Суть маниакально-депрессивного психоза. Призна­ки депрессивной фазы. Симптомы маниакального состояния. Дистимия.

Психогенные заболевания. Неврозы (неврастения, истерия, невроз навязчивых состоя­ний). Реактивный психоз.

Психопатии. Диагностические критерии психопатии. Конституциональные психопатии. Психопатическое развитие.

Психосоматика. Основные направления психосоматической медицины (психоаналитическое, экзистенциальное и теория стресса Г. Селье). Концепция «психологии телесности» В. В. Николаевой и Г. А. Ариной.

Алкоголизм. Умеренное употребление алкоголя и бытовое пьянство. Характерные осо­бенности первой, второй и третьей стадий алкоголизма.

Наркомании и токсикомании. Классификация наркотических веществ. Наркотизм и токсикоманическое поведение. Злоупотребление наркотическими веществами. Симптомы фи­зической зависимости.

Психологические основы психотерапии и реабилитации. Определение психотерапии. Концепция личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Понятие о реаби­литации.

Психогигиена. Психогигиена и психопрофилактика. Основные задачи психогигиены. Раз­делы психогигиены.

Психофармакология. Предмет, задачи и методы психофармакологии. Разделы психофар­макологии.

Психология посттравматического стресса. Проблема посттравматического стресса. Основные понятия, используемые в работах по изучению травматического стресса.

29.1. Шизофрения

В качестве отдельного заболевания шизофрению выделил в конце XIX в. немец­кий психиатр Э. Крепелин. Он назвал его dementiapraecox («раннее слабоумие»). Крепелин определил, что развивающаяся в юности или в молодые годы группа психиче­ских расстройств быстро приводит к глубокому личностному дефекту. До этого разные формы шизофрении считались самостоятельными психическими болезнями. Само название «шизофрения» в 1920-х гг. ввел в употребление швейцарский психиатр Э. Блейер (иногда шизофрению так и называют — болезнь Блейера). В отличие от Крепелина, он считал, что шизофрения может возникать не только в молодые годы, но и в зрелом возрасте. Исследо­вания этих ученых положили начало учению о шизо­френии. В дальнейшем этому заболеванию было посвя­щено множество научных работ, но до сих пор к единому мнению психиатры не пришли.

В отечественной психиатрии шизофренией (от греч. σχιζο — расщепляю, φρεν — душа) обозначают группу сходных психических расстройств неясной этиологии, у которых, вероятно, имеются общие эндогенные патогенетические механизмы развития в виде наследственной ано­малии, не проявляющейся до определенного периода жизни. Без лечения характерно прогрессирующее или приступообразное течение, обычно завершающееся однотип­ной картиной изменения личности (дефекта) с дезорганизацией психических функ­ций (мышления, эмоций, психомоторик — всего поведения в целом) при сохранности памяти и приобретенных ранее знаний (рис. 28-1).

· Шизофрения — психическое расстройство неясной этиоло­гии, для которого характерно прогрессирующее или приступо­образное течение, обычно завершающееся однотипной картиной изменения личности (дефекта) с дезорганизацией психических функций (мышле­ния, эмоций,психомоторики — всего поведения в целом)при сохранности памяти и приобре­тенных ранее знаний.

Некоторые психические расстройства иногда включают в рамки шизофрении как особые ее формы, иногда же рассматривают как отдельные психические заболевания. К ним относятся бредовые (параноидные) психозы (например, паранойя), отличаю­щиеся по картине от параноидной шизофрении, шизоаффективные психозы (облада­ющие сходством с маниакально-депрессивным психозом) и вялотекущая (малопрогредиентная, латентная, «пограничная») шизофрения.

При всех формах шизофрении встречаются симптомы (степень их выраженности различна), которые относят к числу основных (их называют также «негативными», так как они отражают ущерб, нанесенный болезнью психике). Прежде всего это симп­том эмоционального снижения. Оно начинается с нарастающей холодности больных к близким и значимым для них людям; безразличия к окружающиму, безучастности к тому, что непосредственно касается больного, утраты прежних интересов и увлече­ний. Проявления эмоций ослабляются и упрощаются. В начале заболевания может наблюдаться избирательная немотивированная неприязнь больного к тем, кто его любит и заботится о нем. Часто больной становится неряшливым и нечистоплотным. Снижение эмоций бывает столь выраженным, что его называют «эмоциональной ту­постью». Но даже это может быть внешне незаметным, и лишь сам больной жалуется на то, что потерял способность радоваться и горевать, волноваться или испытывать интерес. У некоторых больных наблюдается «эмоциональная амбивалентность» — одновременное существование двух противоположных эмоций: любви и ненависти или интереса и отвращения к чему-либо.

Нарушения логического мышления при шизофрении иногда достигает крайности, речь больного становится совершенно разорванной, состоящей из сумбурного набо­ра обрывков фраз («словесная окрошка»). Но обычно нарушения выражены гораздо менее резко: в виде «соскальзываний» — нелогичного перехода от одной мысли к дру­гой (чего сам больной не замечает), придумывания «неологизмов» — новых вычур­ных слов, и склонности к пустому резонерству, бесплодным рассуждениям. В началь­ных стадиях заболевания подобные нарушения мышления вообще могут быть незаметны, но при обследовании патопсихологическими методами выявляются искажения процесса обобщения, которое осуществляет­ся по несущественным признакам.

Одновременно с эмоциональным снижением наблюдаются и волевые нарушения, которые называются абулией (до­словно «безволие»), что проявляется полным или частич­ным отсутствием побуждений к деятельности, падением ак­тивности, потерей интереса ко всему. В тяжелых случаях больные перестают даже элементарно обслуживать себя, не моются, испражняются где попало, мочатся под себя, целые дни валяются в постели или сидят в одной позе. В начале заболевания они забрасывают занятия и работу, запускают все домашние дела, ни за что не могут приняться, никак не могут собрать­ся что-нибудь делать. Все это называют «падением энергетического потенциала».