34.2. Психологические эффекты взаимодействия человека и среды
При анализе влияния на человека средовых факторов прежде всего необходимо определить, насколько их наличный уровень отличается от привычного, т. е. того, к которому человек адаптировался. Абсолютная оценка уровня шума, тесноты помещений или частоты социальных контактов — это только половина картины; важно знать, насколько данные условия отличаются от привычных. В психологии существует понятие «уровень адаптации», под которым понимается психологически нейтральная точка или участок в диапазоне некоторого параметра стимула, относительно которых оцениваются все остальные стимулы данного типа. При всей тяжеловесности этой формулировки суть понятия довольно проста. Уровень адаптации — это то, к чему мы привыкли, или та «печка, от которой мы пляшем». Психологическое содержание понятия «уровень адаптации» можно проиллюстрировать следующим опытом. Возьмите три емкости с водой. Слева поставьте емкость с теплой водой, справа —с холодной, посередине — с водой комнатной температуры. Поместите левую руку в теплую воду, правую — в холодную и подержите их там, пока руки не привыкнут к температуре.
После этого поместите обе руки в емкость с водой комнатной температуры. Что будет чувствовать ваша левая рука? То, что вода в сосуде холодная. Что будет чувствовать ваша правая рука? То, что вода теплая. А почему? Потому что каждая из ваших рук адаптировалась к разной температуре: для левой руки, изнеженной теплом, и комнатная вода кажется холодной, для правой, закаленной в холоде, комнатная вода кажется подогретой. Не так ли происходит в жизни? Единственное отличие состоит в том, что привыкать нам приходится значительно дольше. При восприятии факторов среды большое значение имеет уровень адаптации, свойственный каждому из нас. Так, для человека, который половину жизни провел в тесных бараках, просторно и в «хрущевке».
Уровень адаптации—психологически нейтральная точка или участок в диапазоне некоторого параметра стимула, относительно которых оцениваются все остальные стимулы данного типа.
Есть еще одно общее для любого средового влияния обстоятельство, которое необходимо учитывать. Когда значение некоторого фактора сильно отклоняется по своей величине от точки адаптации, индивид оказывается в ситуации, по отношению к которой у него нет готовых программ реагирования, иначе говоря, возникает стрессовая ситуация. Стресс же, как известно, является неспецифической реакцией организма, что означает сходство психологических реакций при различных факторах, вызвавших стресс: например, психологические реакции даже на такие различные по своей природе факторы, как чрезмерный шум и чрезмерная частота социальных контактов имеют сходные характеристики.
Вместе с тем (особенно когда речь не идет об экстремальных значениях воздействий) каждый фактор оказывает специфическое, отличное от других влияние на психику и поведение человека.
Ниже мы рассмотрим наиболее хорошо установленные эффекты взаимодействия человека со средой. Экологическая психология — очень молодая наука, поэтому в ней больше «белых пятен», чем исследованных областей. Читатель может в этом легко убедиться, если с помощью приведенной выше классификации выделит потенциальные проблемы этой науки, а потом попытается найти их решения в дальнейшем изложении.
Несмотря на то, что каждый из рассмотренных ниже факторов за редким исключением не может быть строго отнесен к одному их четырех типов среды (скажем, даже шум может в одних случаях рассматриваться как атрибут природной среды, а в других — искусственной), последовательность описания психологических эффектов взаимодействия человека с окружением построена по принципу снижения доли природного и нарастания доли социального в этом окружении.
При исследовании влияние физических факторов установлено, что с повышением температуры увеличивается агрессивность человека, хотя и до определенного предела, после которого агрессия (видимо, в силу усталости и переутомления) снижается.
В одном эксперименте испытуемых просили дать оценку некоторому человеку по его фотографии. Одна группа испытуемых находилась в комнате с нормальной температурой, другая сидела в комнате, где было слишком жарко. Выяснилось, что испытуемые, находившиеся в жаркой комнате, относились к оцениваемому лицу более негативно по сравнению с группой, работавшей в нормальных условиях.
Шум ухудшает непроизвольное внимание к социальным признакам ситуации. В эксперименте испытуемым в то время, когда они заучивали бессмысленные слоги, демонстрировались слайды с изображениями повседневных ситуаций (например, мужчина, расплачивающийся за бензин у бензозаправки) и ситуаций, связанных с опасностью (например, человек, пытающийся ограбить ту же заправочную станцию). Когда участников эксперимента неожиданно попросили описать слайды, которые они видели, испытуемые, работавшие в шуме, вспомнили меньше опасных ситуаций, чем представители контрольной группы.
Такие эксперименты показывают, что у человека снижается способность к адекватной оценке ситуации в условиях повышенного уровня шума, он как бы теряет часть своей социальной чувствительности, относительно хуже ориентируется в ситуациях социального взаимодействия. Кроме того, ряд экспериментов показывает, что не только снижается чувствительность по отношению к социальным ситуациям, но изменяется и социальное поведение: в условиях сильного шума люди проявляют меньшую склонность к помощи и сотрудничеству (Черноушек М., 1989). Подобно действию чрезмерно высокой температуры, повышенный уровень шума увеличивает агрессивность человека.
Освещенность повышает уровень активации, например при относительно более сильном освещении люди громче разговаривают. Освещенность влияет даже на уровень психологической открытости человека. В одном из исследований было обнаружено, что студенты, которые писали письма своим друзьям, были более откровенны при ярком освещении, чем при слабом его уровне, в другом — что прохожие проявляли большую готовность ответить на вопросы анкеты при относительно более ясной погоде.
Городская среда отличается от сельской переизбытком информации и событий. В противодействие этой перенасыщенности среды люди вырабатывают специальную адаптационную стратегию, суть которой состоит в том, что они стараются не замечать некоторой, на их взгляд, второстепенной информации и не пропускать ее в сознание. Понятно, что эта стратегия имеет свои негативные побочные эффекты: в частности, при последовательном и систематическом ее применении у жителя большого города возникает своего рода закрытость, замкнутость и отстраненность, которая может приводить к эмоциональной черствости, ограничению количества социальных контактов и появлению хронического чувства одиночества.
Под территориальностью понимают контроль и управление человеком определенным местом, территорией или объектом с разделением среды на «мое» и «чужое»; персонализация среды — это включение некоторого места или объекта в сферу своего «я» (Хейдметс М. Э., 1989). Таким образом, у человека есть территории, которые он считает своими и в которых он стремится быть хозяином (примерами территорий, по отношению к которым человек проявляет стремление контролировать их, могут быть его дом, рабочее место, больничная койка). С помощью этих территорий человек выражает свои ценности, статус, характер и т. д. («это мой дом, он дорогой, красивый, просторный — вот какой я значительный», — как бы говорит вам хозяин дачи, пригласивший вас посмотреть, «как он живет»).
Исследования территориальности показывают, что на своей территории человек чувствует себя свободно, вторжение чужих на эту территорию воспринимается как нечто неприятное. При этом у человека повышается тревожность, и тем больше, чем в большей степени человек считает данную территорию своей.
В исследованиях персонализации отмечается, что человек стремится оставить свой «отпечаток» практически на всех местах, которыми он пользуется: повесить фотографии членов семьи, родственников, любимых, знаменитых людей, чтобы продемонстрировать свое отношение к определенным людям; повесить лозунги, плакаты, иконы, рисунки, репродукции, чтобы выразить свои ценности и эстетическую направленность; выставить на обозрение предметы, связанные с проведением досуга (спортивный инвентарь, акустическую систему), чтобы выразить свои интересы и склонности.
Исследователи персонализации утверждают, что основными ее функциями являются обретение чувства уверенности и постоянства, ощущение связности со своим прошлым, со своей группой и возможность лучшей адаптации к новой среде (когда человек привозит на новое место часть своего старого окружения, адаптация проходит более эффективно).
Кроме того, замечено, что, проживая в определенных местах — городах, районах, домах, — люди как бы срастаются с ними, включая их в свою «Я-концепцию». Места становятся частью их «я». Чем больше времени проводят люди в определенном месте, тем сильнее их самоидентификация с ним и тем обширнее территория, которую они считают своей.
Организация рабочей среды, в частности работа в отдельном кабинете по сравнению с работой в офисах с большим количеством сотрудников, не разделенных стенами и перегородками, оказывает влияние на эффективность деятельности и удовлетворенность рабочей средой. Правда, многое зависит от особенностей выполняемой трудовой деятельности. Оказывается, что выполнение относительно простых, рутинных заданий более продуктивно и сопровождается более высокой удовлетворенностью рабочей средой, если деятельность протекает в присутствии других людей, и наоборот, выполнению сложных, творческих задач способствует приватная обстановка (работа в отдельном помещении). Исследователи объясняют этот факт с помощью закономерностей социального облегчения и подавления: присутствие других людей негативно сказывается на эффективности выполнения сложных и позитивно — на выполнении простых задач.