Смекни!
smekni.com

Личностный рост на примере йоги (стр. 2 из 8)

Упражнениям в концентрации мысли предшествуют упражнения физиологического характера: асаны - специфические положения тела и пранаяма овладение дыханием. За этим следуют три психологических этапа тренировки концентрации внимания и мысли. Первый из них - пратьяхара -состоит в отвлечении органов чувств от внешних воздействий и полном сосредоточении внимания на внутренних ощущениях. Следующий этап - дхарана - характеризуется, что внимание в течение определенного времени (постепенно удлиняемого) сосредоточивается лишь на одном или нескольких объектов сознания. Высший этап концентрации - дхиана - исключает всякие предметные (образные) формы созерцания. Сосредоточение направляется в данном случае на идею, смысл, не связанный с какой-либо конкретной формой. Такое состояние, как правило, сопровождается экстазом и называется «самадхи» [29]. Все канонические сочинения говорят о невозможности описать словесно это состояние . Трудность состоит в том, что нужно выразить словами состояние, в котором функционально выключены все органы чувств и «отторможены» в сознании все предметные образы. Как полагает В.В. Налимов, «в данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое непосредственно связано с «континуальным» (глубинным) потоком сознания» [42]. Этот вид сознания присутствует в нас, но остается закрытым логико-структурированной формой рефлективного мышления. Поэтому не может быть описано словами то состояние, которое не получает отражения в сознании в словесных и образных формах.

Отработанная до мелочей в течение тысячелетий система йоги располагает мощными методами «модификации» человеческой психики, хотя в основе данных методов лежит мистическое представление о ее природе и жизненных целях человека.

Йога обладает многими преимуществами по сравнению с обычной лечебной гимнастикой, физиотерапией и прочими средствами внешнего воздействия на организм, открытыми европейской наукой [38].

Йога это не религия и не философия, это образ жизни, обеспечивающий человеку гармонию с самим собой и с окружающим миром, избавляющий от страха и других тягостных переживаний, ведущий к абсолютной свободе и полной духовной самореализации. Йога способна активизировать внутреннюю энергию человека, предохранить от психических заболеваний и душевных надломов.

Таким образом, такое философское учение, как йога появилось из истоков Индуизма. В йоге используются методы направленные на развитие способности контролировать свои психические и физические функции. Конечная цель йоги - достижение состояния самадхи (экстаза). Йога очень полезна для психического и физического здоровья человека.

1.2. Различные подходы в школах йоги

Школы йоги, возникшие в Индии, соответствуют отдельным типам личности. Например, карма-йога - йога действия - особенно подходит для тех, кто обладает сильной волей или кому нужно развить свою волю в качестве следующей стадии развития. Этот вид йоги выбирают обычно те, кто своим идеалом считает служение другим людям. Джана-йога - йога познания - приносит пользу людям, обладающим страстной душой, она предоставляет существенную помощь тем, кому необходимо развить способность суждения и различения. Бхакти-йога - йога посвящения - идеальна для сильных эмоциональных людей. Хатха-йога предназначена для людей со строгой самодисциплиной, желающих развить физическое мастерство. Кундалини-йога включает медитативную технику. Она больше всего подходит людям, способным развить в себе осознание внутренних процессов. Раджа-йога хороша для имеющих потенциал глубокой концентрации и ментального контроля [39].

Карма-йога - йога действия.

Карма-йога учит действовать бескорыстно, не стремясь выиграть или потерять, прийти к успеху или потерпеть неудачу. Йог, практикующий карма-йогу, ищет служения другим людям и высоким идеалам. Чтобы научиться преодолевать собственный эгоизм, лень и гордость, необходима сильная дисциплина. Человеку, практикующему карма-йогу, необязательно верить в отдельные религиозные доктрины или в Бога и духа. Карма-йога развивалась как учение, где бескорыстие достигалось больше за счет бескорыстного служения, а не посредством видимой религиозной дисциплины [22].

Джана-йога - йога познания.

Данная дисциплина строгого самоанализа, тропа для людей с ясным и рафинированным интеллектом. Главное в этом виде йоги - способность различать и судить. Джнана-йога стремится осознать силы галлюцинаций и уз и противостоять или избегать влияния страсти, чувственной привязанности или идентификации с собственным телом. Такой йог - истинный философ, мудрец. Рамана Махарши (1879—1950), который считается одним из величайших мудрецов современности, был представителем школы джана-йоги. Он обучал своих последователей технике «расспрашивания себя самого» (или викара). Целью этих вопросов было восстановление и идентификация со своим «я». Метод продолжительного вопрошания «Кто я такой?» заключается еще и в том, чтобы, стремясь к источнику сознания, уйти от потребностей тела и отвлечься от собственных мыслей и эмоций. Рамана Махарши особенно подчеркивал важность самореализации - избавление от иллюзорного понимания, а не приобретение чего-то нового. Стоит убрать мнимое понятие «я - тело» или «я не реализовано», как остается высшее сознание или одно «я». Люди в их нынешнем положении могут назвать это «реализацией». Однако истина в том, что реализация вечна и уже существует здесь и сейчас. Человек ищет себя, свое «я» посредством умозрительного различения всего, что не есть «я», всего ограничивающего, гибельного, иллюзорного, и отбрасывает все это [17].

Бхакти-йога - йога любви.

Бхакти-йога является одним из способов изменения личности в любви и служении. Защитники этого вида йоги утверждают, что он больше других подходит для современности, когда мало у кого есть время и необходимая внутренняя дисциплина, чтобы пройти путь других традиционных видов йоги. Последователи бхакти-йоги используют любовь, чтобы сосредоточиться и трансформировать личность. Большинству людей легче любить Бога в конкретном человеческом обличии, чем любить абстрактный дух или сознание. Практика любовной йоги наиболее близка традиционной индийской религии. Она включает ритуальное почитание, песнопения и прославление Бога. Великие инкарнации Бога, например Рама и Кришна, в некоторых частях Индии являются общим объектом любви, а в других местах почитают богиню Кали или Божественную Мать. Продолжительные духовные песнопения играют важную роль в индийской религиозной практике и относятся к базовой практике бхакти-йога. Духовное песнопение - это песня, рождающаяся в настоящей любви к Богу, ее долго поют вслух или мысленно, пока от Него не получат ответ: безграничную радость. Поются зачастую очень простые тексты, их повторяют, сосредоточиваясь таким образом на одном аспекте божественного. Песнопения помогают эмоциональным каналам, они развивают концентрацию на чем-то одном и заряжают энергией душу и тело [38].

Хатха-йога - телесная йога.

Цель хатха-йоги - очистить и усилить тело, подготовиться к продвинутой медитации и перейти на более высокий уровень сознания. Просветление происходит с участием как тела, так и сознания. С помощью хатха-йоги ученик стремится найти проявление бесконечного «я» в конечном теле-душе. Тело в этой системе йоги считается движущей силой жизненных энергий, или пран. Последователи хатха-йоги укрепляют эту энергию и контролируют ее, увеличивая физическую, ментальную и духовную деятельность. Практика йоги асан, или поз, составляет только часть хатха-йоги. Кроме поз, классическая хатха-йога подразумевает целибат, вегетарианскую диету, упражнения для дыхания и концентрации, технику промывания и очищения носовых каналов и пищеварительных путей - от горла до кишечника. Эта практика формирует интегральную психологическую и духовную технологию, цель которой - продвинуть человека к самореализации. Первый принцип йогической практики заключается в том, чтобы приучить тело к данной позе и затем постепенно увеличивать время пребывания в ней. Комбинация поз может обеспечить сбалансированную стимуляцию всего тела [33]. Любая из классических асан воздействует на несколько аспектов сразу. Во-первых, достигается физическая польза: тело человека приобретает гибкость, силу, равновесие; стимулируется работа эндокринных и других внутренних органов. Во-вторых, каждая поза приносит определенную психологическую и духовную пользу [31]. Одна из главных задач хатха-йоги - очистить и усилить тело, аккумулятор жизненной энергии. Хатха-йога содержит учение о диете и голодании, учение о технике дыхания, способствующей притоку энергии в тело. Последователи хатха-йоги считают, что психологическое и духовное развитие и развитие сознания возможно только, когда тело трансформировалось и стало готово к более высокому уровню сознания [37].

Мантра-йога - йога звука.

Мантра - это священная фраза или слог, наделенный духовной и психической силой. В мантра-йоге эти священные звуки используются для достижения медитативного состояния и трансформации сознания. С точки зрения индийской метафизики, вселенная постоянно вибрирует. Правильное повторение мантры настраивает человека в такт этой космической вибрации. Самой главной мантрой в ведических песнопениях было пение слога «ом», который передает базовый уровень вибрации вселенной [16]. «Ом» до сих пор - самая распространенная и широко признанная в Индии мантра. Традиционно ученик получает мантру во время инициации. Для йогов, не прошедших инициацию, «ом» и другие священные звуки не будут настоящими мантрами, поэтому их повторение ничего не даст [3].