Лайа-йога - медитативная йога.
Цель лайа-йоги - полностью погрузиться в состояние медитации. Как писал Фойерштайн: «Лайа-йогу можно считать более высокой медитативной фазой хатха-йоги» [16]. В результате интенсивного созерцания сознание постепенно растворяется в трансцендентной самореализации [13].
Кундалини-йога - йога энергии.
Термин кундалини обозначает на санскрите «та, которая свернута» [18]. В физиологии йоги тонкая энергия, называемая кундалини, свернута в основании позвоночника. Вся энергия души и тела есть проявление энергии кундалини, которой искусный йог может управлять. Эта энергия обычно скрыта. Она начинает свободно истекать в процессе занятий кундалини-йогой, включающей медитацию, визуальные представления, дыхательные упражнения и очищающую технику хатха-йоги. Придя в действие, энергия кундалини поднимается и проходит через все уровни сознания. Она приводит к основным физическим, психологическим и духовным изменениям в человеке. Психиатр Ли Санелла разработал нейрофизиологическую модель (1987), поясняющую процесс кундалини как трансформацию электромагнитных полей в теле. Юнг детально рассмотрел взаимосвязь кундалини-йоги, чакр и своего подхода к психологии вообще [29].
Пробуждение энергии кундалини происходит спонтанно, у некоторых людей пробуждение случается во время медитации или занятий йогой, у других иначе.
Вдоль позвоночника проходят три энергетических канала. Они пересекают семь центров сознания - чакры. По центральному каналу - шушумне - поднимается вверх кундалини. Слева расположен канал ида, а справа - пингала. Они изображаются как луна и солнце. Эти два канала по спирали окружают шушумну. У большинства людей их жизненная энергия, или прана, протекает прямо в каналы ида и пингала, поскольку их внимание рассредоточено. С помощью медитации и других техник йог сосредоточивает все больше энергии в шушумне. Это стимулирует спящую энергию кундалини, которая стремительно поднимается вверх по шушумне и приводит человека в состояние самадхи, или просветления. Когда кундалини достигает верхних чакр, происходит просветление. Каждая чакра характеризуется разными психическими и духовными атрибутами. Семь чакр:
1. Чакра муладхара (поддерживающий корень) расположена в основании позвоночного столба. Она ассоциируется с землей, неподвижностью, рождением звука, нижними членами, мантрой «лам», слоном (символом силы) и осязанием. Эта чакра изображается в виде лотоса с четырьмя лепестками насыщенного красного цвета.
2. Свадистхана (собственное основание) расположена на несколько дюймов выше первой чакры. Она ассоциируется с водой, белым цветом, руками, мантрой «вам», животным, похожим на крокодила (символ плодородия), и ощущением вкуса. Свадистхана изображается в виде малинового лотоса с шестью лепестками.
3. Манипура (город сокровищ) расположена в основании пупка, связана с элементами огня, солнца, с анусом, мантрой «рам» (огненная энергия) и зрением. Она изображается как ярко-желтый лотос с десятью лепестками.
4. Анахата (неслышная) находится на уровне сердца. Название этой чакры происходит от ассоциации с трансцендентным звуком, который «неслышим». Она ассоциируется с красным цветом, воздухом, пенисом, мантрой «йам», черной антилопой (символом скорости) и чувством прикосновения. Анахата рисуется как голубой лотос с двенадцатью лепестками.
5. Вишуддха (чистая) расположена в области горла. Она ассоциируется с эфиром, белым цветом, ртом и кожей, мантрой «хам», белоснежным слоном (чистой силой) и чувством слуха.
6. Айна (приказание) расположена в мозге, между глаз. Это средоточие когнитивных способностей, мантра «ом», тонкие ощущения, чувство индивидуальности. Она изображается в виде треугольника острием вниз и бледно серого лотоса с двумя лепестками.
7. Сахасрара (с тысячью лепестков) располагается на верху головы. В действительности она не является частью систем чакр. Это центр трансценденции тела, в котором сознание связывается с человеческом формой. Сахасрара изображается как лотос с тысячью лепестков [16].
Седьмой центр включает мозг. Когда мозг стимулируется и заряжается энергией кундалини, сознание изменяется, наступает состояние просветления или самадхи, «расцветает лотос с тысячью лепестками».
Раджа-йога - йога сознания и тела.
Раджа-йога, или королевская йога, ставит своей целью приобретение ментального контроля, который считается наиболее эффективной и полезной йогической дисциплиной. Патанджали называет раджа-йогу «психологической йогой». Этот вид йоги объединяет в себе учения всех школ йоги [3].
Патанджали выделяет следующие ступени йоги: 1) воздержание; 2) соблюдение; 3) позы; 4) контроль жизненной энергии; 5) интериоризация; 6) концентрация; 7) медитация; 8) просветление. Все восемь ступеней - части единой дисциплины, поэтому усовершенствование какой-то одной ступени влияет и на остальные.
Воздержание и соблюдение являются моральным кодексом, лежащим в основании практики йоги. Эти принципы не просто произвольная система морали, им необходимо следовать, чтобы сделать практику йоги более эффективной. Если у йога нет спокойной и размеренной жизни, концентрация и спокойствие, приобретенные в упражнениях, исчезают. Невозможно достичь прогресса в йоге, не преуспев в воздержании и соблюдении. Однако сначала овладевают не только ими. Непротивление и правдивость, также имеют большое значение. В воздержании и соблюдении есть глубокий смысл. Они не только представляют собой условную мораль, это практические принципы, которые придают жизни гармонию, соответствующую сознанию йога. Очищение сознания и тела также подготавливает весь человеческий организм к более высокому «напряжению», придает ему силу для восприятия духовной энергии в состоянии просветления. Сущность поз в придании неподвижности душе и телу. Патанджали пишет, что «поза - это устойчивость и комфорт. Она требует релаксации и медитации о неподвижном» [16]. Фундаментальный и уникальный в своем роде аспект йоги - контроль жизненной энергии. Дыхание - это одно из проявлений праны - силы, поддерживающей жизнь. Цель этой дисциплины - научиться управлять нашей жизненной энергией. Современные психологические исследования подтвердили способность практикующих йогов контролировать ритмы своего сердца и останавливать дыхание [29]. Интериоризация - это отключение от органов чувств. Жизненная энергия отходит от органов чувств, йог перестает реагировать на внешние стимулы. Йог целиком погружается в жизнь собственного сознания. Состояние интериоризации подтверждают индийские ученые, обнаружившие, что на волны мозга медитирующих йогов перестают влиять внешние стимулы [42]. Патанджали определяет интериоризацию как «восстановление ощущения первоначальной чистоты сознания за счет отказа от его намерений» [17]. Во время интериоризации сознание перестает вытекать через органы наших чувств во внешний мир. Мы начинаем замечать его источник, по мере того как энергия возвращается к мозгу и сознанию. Концентрация - это внимание, фиксированное на объекте, расслабленное состояние. В терминологии йоги медитация представляет собой практику более продвинутой ступени, когда в сознании медитирующего остается только одна мысль и только объект медитации. По мере того как концентрация удлиняется и делается глубже, достигается естественное состояние медитации. В медитации сознание полностью сконцентрировано и сосредоточено на объекте медитации.
Рис. Мыслительные процессы в практике йоги. Круги на схеме показывают самоосознание [41].
Просветление составляет сущность практики йоги. Только тот, кто достиг этого состояния, может считаться настоящим йогом. Все остальные - ученики и последователи йоги. Самадхи также переводится как «экстаз». Реализация своего «я» происходит, когда сознание абсолютно спокойно и сконцентрировано и отражает качества себя самого. Поскольку «я» бесконечно, просветление не конечное и не статичное состояние. Просветление включает в себя различные состояния сознания. Когда медитация углубляется, содержимое сознания утончается. Содержимое сознания сначала принимает форму мысли, затем образ божества, затем это сознание абстрактной идеи, например любви. В конечном итоге в сознании остается только чувство глубокой радости или спокойствия, и последняя стадия медитации - сознание своего «я». Просветление без содержания не поддается описанию, поскольку в сознании не остается ничего, что можно было бы выразить словами. Достигшие этой стадии полностью освобождаются от влияния кармы и подсознательных тенденций [10].
Таким образом, черты духовного развития различны в разных школах йоги. Но у них есть одно главное сходство, все техники и учения йоги имеют одну цель - просветление и самореализация.
Подведем итог по всей главе. Йога появилась из истоков Индуизма, как учение, которое являлось средством ухода от всего внешнего к чисто внутреннему для достижения самореализации. Пути духовного развития в разных видах школ различны, но конечная цель одна – экстаз, просветление.
Глава 2. Динамика психологического роста йогина
2.1.Социальные отношения
В Индии образец идеального духовного развития, включает службу в мире и ответственность, а также практику духовной дисциплины. «Бхагавадгита» учит, что у каждого человека есть свои обязательства, и эти обязательства должны быть выполнены независимо от того, подразумевают ли они отказ от общества или служение ему. На Западе Бог исключительно космический персонаж, а в Индии божество имеет множество лиц: отец, ребенок, друг, возлюбленный. Те, кто достиг самореализации, понимают, что их социальное существование и поведение обусловлены обществом и культурой. Когда они достигли самореализации, то находятся в обществе, но ему не принадлежат. У них появляется свобода выбора. Реализовавшиеся йогины могут избрать обычный тип поведения или вести себя в соответствии с другими внутренними стандартами. Их обретенная свобода заключается в них самих, в сознании себя спокойным, трансцендентальным центром бытия. Истинная свобода состоит в том, чтобы совершать все действия в соответствии с правильными суждениями и свободным выбором, а не под влиянием привычки [27].