Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое рассмотрение системы йоги…………………………...5
1.1. Историческое рассмотрение понятия «йога»……………………………..5
1.2 Различные подходы в школах йоги……………………………………....10
Глава 2. Динамика психологического роста йогина…………………...............19
2.1. Социальные отношения…………………………………………...............19
2.2. Препятствия духовному росту……………………………………………21
Глава 3. Йога. Научные разработки и исследования…………………………..24
3.1. Йоговская поза Шавасана, как способ расслабления……………….…..24
3.2. Связь йоги с психологией………………………………………………....29
Заключение…………………………………………………………………….…39
Литература…………………………………………………………………….….41
Введение
В современном мире намного легче уделить особое внимание какой-то одной составляющей нашего бытия: телу, разуму или душе. Можно сосредоточиться на мыслительных процессах, забывая о своем физическом состоянии или о необходимости поддерживать отношения с близкими людьми, и развиваться в духовном плане. Подобное нарушение равновесия может привести к неудовлетворенности и стрессу, который, приводит к болезням и тревоге.
Несмотря на экономические и социальные успехи, достигнутые человечеством, проблема повышения жизненной устойчивости личности продолжает оставаться «вечной проблемой» и сохраняет свою актуальность, а во многих отношениях становиться все острее и в наши дни. Следовательно, требуется способ, который бы объединил и привел в равновесие все аспекты жизни.
Психология исследует методы активизации естественных внутренних резервов человеческого организма, одним из таких методов является йога. Данное философское учение возвращает телу силы, приносит состояние покоя, помогает освободить разум от негативных мыслей, появляющихся из-за сумасшедшего ритма современной жизни.
Объект данной курсовой работы – подход йоги в рассмотрении сознания. Предмет – самосовершенствование личности йога. Цель – изучение системы йоги с позиции психологии. Задачи данной курсовой работы:
1.Изучить историю возникновения понятия «йога»
2.Изучить различные школы йоги.
3.Изучить значимость социальных отношений для йога.
4.Изучить способы развития йогина.
5.Теоретически изучить значимость позы Шавасана.
6.Проанализировать взаимосвязь йоги с психологией.
Слово «йога» происходит от санскритского «йуг» (в разных источниках йодж или йудж), что означает «соединение», «союз», или «единство» «упряжка», «упражнение», «обуздание», «единение», «связь», «гармония» и т. п.. Йогой называют традиционную индийскую философию, которая предполагает единство тела и духа, необходимое для хорошего самочувствия [10].
Для многих людей доступным элементом йоги становятся асаны(позы), которые помогают создать выраженный мышечный рельеф, развить гибкость и держать тело в тонусе. Специальные позы не только растягивают мышцы, но и делают дыхание более глубоким, снимают напряжение и стресс. Непрерывный круговорот мыслей останавливается, освобождая мозг от забот, давая возможность человеку заглянуть внутрь себя в состоянии покоя и отрешенности. Именно это состояние медитации и является сутью йоги [29].
Йога основана на «сутрах йоги» - собрании текстов о медитации, написанных древним индийским мудрецом Патанджали [2]. В текстах Патанджали соединились многие традиции йоги, которые существовали в 300-х годах до нашей эры [24]. Вся практика йоги Патанджали представляет собой путь, ведущий к высшей цели - экстазу, когда человек приходит к пониманию сути вещей [13]. Это состояние находится вне разума и достигается с помощью медитации. В дополнение к этой главной цели занятия физической йогой, приносят пользу здоровью и снимают стресс, делают дыхание более медленным и глубоким, позволяя энергии свободно перемещаться по телу [36].
С точки зрения психологии йога повышает концентрацию внимания, успокаивает мозг и дает ощущение равновесия, спокойствия и удовлетворения. Но есть разница между йогой и другими физическими упражнениями. Асаны йоги являются психофизиологическими, а обычные тренировки воздействуют исключительно на тело. Асаны помогают человеку не только почувствовать свое тело, развить мышцы и повысить гибкость, но и стабилизировать ум и заглянуть в себя. При выполнении простых физических упражнений достаточно лишь физической точности, тогда как асаны требуют, концентрации ума и тела, что приводит к их равновесию [17].
Глава 1.Теоретическое рассмотрение системы йоги
1.1.Историческое рассмотрение понятия «йога»
Особенность древней восточной, в частности индийской, философии состоит в том, что в ней, во-первых, главное внимание уделяется исследованию внутреннего мира человека и, во-вторых, не признается наличия мысли без действия, поскольку считается, что лишь действие дает законченность мысли. Поэтому именно в индийской философии идеализм культивировался не только в виде весьма замысловатых теорий, но и в качестве изощренной практики, регламентировавшей буквально каждое действие человека в повседневной жизни [14].
Ее зарождение относится к середине II тысячелетия до н. э., когда на территорию Северной Индии переселились пастушеские кочевые племена, называвшие себя ариями. Они еще не имели письменности, но обладали удивительным даром устного творчества, плоды которого в виде своеобразных песнопений, гимнов, заклинаний передавались из поколения в поколение. Связанные определенным содержанием группы таких песен-сказаний назывались ведами (от слова «веда» - «знание», чаще – «непогрешимое знание») [13].
Зафиксированные с появлением письменности в виде литературных списков, веды получили название «упанишады», т. е. «сокровенное учение», в котором заключена конечная мудрость жизни. Корни Индуизма восходят к древнеиндийской религии – брахманизму; генетическая связь с ним проявляется, например, в том, что к наиболее почитаемым божествам в Индуизме относится троица брахманизма: Брахма (созидатель), Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель одновременно) [18]. В Индуизме сильны требования общественно-бытовых традиций, не терпимость к нарушениям множества ограничений и запретов, предписываемых сферам общественной, семейной и личной жизни и различных для многочисленных групп, каст и подкаст, на которые Индуизм разбивает население и перегородки между которыми подчас и сейчас еще считаются незыблемыми.
Исповедующим Индуизм свойственно представление о том, что вечная индивидуальная душа (атман) стремится к слиянию с мировой душой (брахманом). Но слиянию мешает поток непрерывно меняющихся конечных проявлений материального природного бытия (пракрити). На пути к конечному «спасению» атман переживает непрерывные перевоплощения, каждая форма которого определяется кармой, судьбой, создаваемой поступками самого человека [7].
Последующие многочисленные разновидности индийского идеализма отдавали предпочтение тем или иным положениям Упанишад и развивали различные приемы «преодоления оков материального мира» и , в частности, методы, с помощью которых «дух получал полную власть над материальной оболочкой тела» [25].
Наиболее полного развития эти методы достигли в сектах так называемых йогачаров (буквально это слово означает «практика йогов», «те, кто практикует йогу») [34].
Некоторыми восточными учениями были накоплены и использовались в повседневной практике методы, направленные на то, чтобы развить в человеке способности к самопрограммированию психических и физических функций. Самопрограммирование организма осуществляется наиболее эффективно отнюдь не в любом состоянии, а лишь при достижении полной уравновешенности психики. При этом равновесие психики мыслилось не только как непременное условие самопрограммирования личности, но и как важная составная часть его конечного результата [38].
Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения более возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога - это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги - изменение онтологического статуса человека в мире [27].
Слово «йога» впервые встречается в «Риг-веде» - древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы. Йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведической религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.). В Брахманах, в частности, в «Шатапатха-брахмане», присутствуют идеи единения ума, тела и души с Абсолютом. В «Йога-сутрах» Патанджали (II век до н. э) йога впервые была изложена как одна из школ («даршан») индуистской философии[14]. Патанджали даёт определение слова йога: «Йога есть обуздание волнений, присущих уму» [13].
Разработанная в рамках йоги система методов воздействия на психику не может быть отделена от религиозно-этической направленности этого учения. Подчинение протекающих в организме процессов сознанию и воле как высшему продукту психики рассматривалось здесь как путь, способствующий «освобождению» души из-под власти материи, очищению ее от «суетных» устремлений [37].
В таком плане трактовалась и внутренняя свобода личности как первое и непременное условие достижения устойчивого равновесия психики. С этой целью йога разрабатывает специальную систему физических тренировок (хатха-йога), усвоение которой призвано повысить выносливость человека по отношению к экстремальным факторам внешней среды настолько, чтобы он мог без особого труда их игнорировать [14].
Для управления общим психофизиологическим состоянием человека, и прежде всего орудием его мысли – мозгом, индийскими мудрецами была разработана специальная психологическая система, получившая название раджа-йога (царственная йога). Индийский мыслитель Вивекананда называл ее «психологической йогой», так как полем ее деятельности является руководство психической жизнью [30]. Практически эта задача решается посредством выработки умения сосредотачивать мысль. Раджа-йога считает, что «в обычном состоянии мы бесполезно расточаем нашу энергию. Сила духа - рассеянные лучи света. Чтобы они засеяли огнем, их нужно собрать в пучок – сосредоточить» [22].