Смекни!
smekni.com

Основные психологические подходы к исследованию суицида (стр. 4 из 4)

4.3. Профилактическая беседа

Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Специфика ее состоит в следующем.

Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-нибудь несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).

При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался).

В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо “попутные” дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет

Если человек ещё (!!!) живёт рядом с вами, и вы чувствуете, что он решил привести трагический замысел в исполнение, – будьте скупы на слова и щедры на доброту. Нужно полностью включиться во внутренний мир его переживаний. Категорически запрещается говорить фразы типа “Мне было и хуже, и ничего, не умер”, “Возьми же, наконец, себя в руки”, “Ты — тряпка, а не мужчина”, “Всё наладится само собой”. Самоубийц это только выводит из себя.

Важно соблюдать следующие правила: будьте уверены, что вы в состоянии помочь; набирайтесь опыта от тех, кто уже был в такой ситуации; будьте терпеливы; не старайтесь шокировать или провоцировать человека, говоря: “Пойди и сделай это”; не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: “Вы так чувствуете себя, потому что...”; не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: “Вы не можете себя убить, потому что...”; делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.

Если у психолога или педагога существуют подозрения о наличии суицидальных намерений у подростка, то беседа с ним может строиться следующим образом: “Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит? Что ты собираешься делать? В случае открытого суицидального высказывания следует серьёзно обсудить эту проблему с подростком: Ты надумал покончить с собой? Как бы ты это сделал? А если ты причинишь себе боль? Представь некую шкалу, где хорошее самочувствие отмечено нулём, а желание совершить самоубийство, десятью баллами, то сколькими бы баллами ты оценил своё нынешнее состояние? Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Что произошло в тот период в твоей жизни? На какой отметке шкалы ты был в то время? Если бы я попросил тебя не причинять себе боль, ты смог бы отказаться от своих намерений? Что мешает тебе дать обещание? Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом? Помогло бы тебе это теперь? От кого бы ты хотел получить помощь? Знают ли твои близкие о твоих трудностях сейчас? Если бы ты пообещал не причинять себе боли, ты бы сдержал слово?”. Такая беседа является первичной формой профилактики (превенции) у подростка и необязательно может быть проведена специалистом, а любым человеком, находящимся рядом с подростком, переживающим кризис душевного состояния.

Достаточно критически относясь к всевозможным рекомендациям и советам и понимая, что абсолютно похожих ситуаций не бывает, мы всё же рискнули выделить два варианта поведения взрослого человека, оказавшегося рядом с подростком.

Не следует вдаваться в философские рассуждения и полемику о пользе или вреде самоубийства. Не концентрируйте внимания подростка на каких-либо ценностях, ради которых он должен жить. Не берите на себя роль судьи. Не следует оставлять подростка одного. Там, где находится потенциальный суицидент, не должно быть никаких лекарств или оружия.

Прежде всего, необходимо помнить о серьёзном отношении ко всем угрозам. Собеседник должен почувствовать, что вы не равнодушны к его проблемам. Слушайте с чувством искренности и понимания. Настаивайте на том, что самоубийство - неэффективный способ решения всех проблем. Попытайтесь заключить соглашение о несовершении самоубийства.

Основным пунктом этого соглашения должно быть обещание подростка не причинять себе боли никоим образом. Если вы должны уйти, оставьте подростка на попечение взрослого. Пригласите специалиста или проводите подростка к тому, кто сможет вывести подростка из кризисного состояния.

Профилактическая беседа должна включать в себя 4 этапа:

Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений “сопереживающего партнерства”. Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

Второй этап - установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: “поддержка успехами” и др.

Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: “планирование”, т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков; “держание паузы” - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

Завершающий этап - окончательное формирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы; “логическая аргументация”, “рациональное внушение уверенности”.

Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем: что тяжелое эмоциональное состояние - явление временное; что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.


[1] Психология и психоанализ характера / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1998, с.227

[2] З. Фрейд. О психоанализе. Психология бессознательного. – СПб, 2007, с. 321

[3] З. Фрейд. Печаль и меланхолия. – Режим доступа: www. kog.ru

[4] Польстер И. “Я” в действии: взгляд гештальт-терапевта. Эволюция психотерапии: сборник статей. Т. 3. “Let it be...”: Экзистенциально-гуманистическая психотерапия / Под ред. Дж.К. Зейга - М., 1998; с. 102

[5] Польстер М. Гештальт-терапия: :эволюция и практика. Эволюция психотерапии: сборник статей. Т. 3. “Let it be...”: Экзистенциально-гуманистическая психотерапия / Под ред. Дж.К. Зейга - М., 1998, с. 111

[6] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1983, с.246

[7] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология подростка. Хрестоматия/сост. Ю.И.Фролов. – М., 1997, с.302

[8] Первова И.Л. Диагностика и лечение детской и подростковой депрессии // Вопросы психологии, 1999, №3, с. 108

[9] Дюркгейм Э. Самоубийство. – СПб, 1998, с.392

[10] Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – М., 1980, с.98

[11] Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999, с.199

[12] Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб, 2002, с.544

[13] Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999, с.201

[14] Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиниче­ская психиатрия. — 1996, № 4.