Возрастные реакции и формы нарушения поведения. Реакции эмансипации и группирования нестойкие, подчинены перепадам настроения. Увлечения в основном информативно-коммуникативного характера: музыка, общение в компаниях, забота о домашних животных. Хобби могут носить и эгоцентрический характер, проявляющийся в стремлении понравиться окружающим, заслужить одобрение старших и сверстников. Грубые нарушения поведения данному типу несвойственны. Алкоголь такие подростки могут принимать в компаниях, в небольших дозах. Побеги совершают в основном, чтобы избежать трудную ситуацию или из-за эмоционального отвержения; при побегах обычно не совершают правонарушений. Иногда побеги могут носить и демонстративный характер. Сексуальная активность проявляется, как правило, в форме флирта и ухаживаний. Поскольку в подростковом возрасте сексуальное влечение обычно малодифференцировано, такие дети могут быть вовлечены более старшими в преходящий подростковый гомосексуализм.
Индивидуально-дифференцированный подход. Нуждаются в эмоциональной поддержке, близком друге-утешителе. Таким может стать психолог, педагог, социальный работник. Среда и трудовая деятельность должны быть ровными, не создавать излишнего эмоционального напряжения. Общаясь с подростками такого типа, следует избегать насмешек, подчеркивания недостатков и неудач. Напротив, нужно почаще хвалить, ободрять их.
Основные признаки. В детские годы свойственна пугливость, страх темноты или животных, обычно бегство от опасности под защиту взрослых. Дети сторонятся сверстников, предпочитают играть в тихие игры с младшими по возрасту. Чрезмерно привязаны к родителям, одноклассникам, с трудом общаются с новыми людьми. Постоянно ощущают свою неполноценность. Внутренняя неуверенность и самоуничижение могут в 15–18 лет компенсироваться внешней бравадой.
Причина дезадаптации, «слабое место». Таковыми могут быть: новая обстановка или коллектив, незнакомые лица, перемена класса, школы, места жительства, плохое отношение окружающих, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках. Для данного типа существенными являются отношения с близкими, тип семейного воспитания. Неблагоприятный тип воспитания – доминирующая гиперпротекция с постоянным контролем и лишением самостоятельности, которая усугубляет у них чувство неуверенности в себе и ощущение несостоятельности. Воспитание с эмоциональным отвержением также усугубляет у таких подростков чувство собственной неполноценности, а воспитание с повышенной моральной ответственностью усиливает черты сензитивности и впечатлительность.
Форма проявления дезадаптации. Отгороженность от сверстников, избегание общения с новыми людьми в детские годы. В 16–19 лет характер может преобразиться, девочки из робких и краснеющих превращаются в заводил на дискотеках, мальчики могут бравировать своими недостатками перед учителями и родителями с целью преодолеть внутреннее чувство неполноценности. Могут стремиться стать старостами или редакторами стенных газет, но дезадаптируются, потерпев неудачу, так как не могут подтвердить своих амбиций в силу заниженной самооценки и неспособности утвердить себя.
Возрастные реакции и формы нарушения поведения. Данному типу несвойственны подростковые реакции эмансипации и группирования. В то же время часты реакции компенсации и гиперкомпенсации. Такие подростки могут вступать в конфликты и драки, чтобы преодолеть внутреннюю неуверенность и робость. Увлечения носят в основном интеллектуально-эстетический характер: музыка (в том числе классическая), чтение, рисование. Возможны увлечения, носящие гиперкомпенсаторный характер – телесно-мануальные (восточные единоборства, бодибилдинг, шейпинг и пр.). Нарушения поведения, например побеги, возникают чаще всего в результате психических травм. Особенности сексуального поведения состоят в выраженных переживаниях и самообвинениях по поводу онанизма, чувстве сексуальной неполноценности. Данному типу свойственно совершать суицидальные попытки под влиянием длительных неудачных переживаний, чувства неполноценности.
Индивидуально-дифференцированный подход. Подросток нуждается в длительных и постоянных разубеждениях, опровергающих его неполноценность. Можно создавать ситуации, в которых подросток чувствует, что он «нужен другим», например выполнение общественных поручений.
Основные признаки. Такие дети отличаются робостью, часто испытывают страхи, обычно проявляют «интеллектуальные» интересы. В подростковом возрасте – постоянная нерешительность. Принять решение или сделать выбор – самая трудная задача, причем после принятия решения вновь следуют долгие раздумья и сомнения о правильности сделанного шага. Люди этого типа – прирожденные пессимисты, они испытывают страх перед будущим и постоянно ждут неудач. Это буквоеды и педанты, стремящиеся путем предварительного обдумывания и тщательного планирования обезопасить себя.
Провоцирующие факторы, «слабое место». Наиболее сложными для подростков этого типа являются ситуации повышенной ответственности и необходимость принятия быстрых решений. Семейное воспитание по типу доминирующей гиперпротекции усиливает их несамостоятельность и нерешительность.
Воспитание с повышенной моральной ответственностью приводит к усилению психастенических черт и может привести к неврозу с навязчивостями и страхами.
Форма проявления дезадаптации. Декомпенсация проявляется редко, поскольку тревожные опасения касаются будущего, настоящие же трудности и невзгоды переносятся легко, с завидным спокойствием. Дезадаптация может проявляться в невротических заболеваниях.
Возрастные реакции и формы нарушения поведения. Этим подросткам несвойственны возрастные реакции эмансипации и группирования. Наоборот, часто они проявляют патологическую привязанность к родителям, особенно к матери. Возможны реакции гиперкомпенсации в виде занятий спортом или появления утрированной решительности и безапелляционных суждений. Увлечения обычно носят интеллектуально-эстетический характер. Возможно и коллекционирование, как правило, для удовлетворения интеллектуальных интересов, а не для накопительства. Нарушения поведения у подростков данного типа обычно не встречаются.
Индивидуально-дифференцированный подход. Подростки этого типа хорошо поддаются рациональному убеждению. Однако склонность к самокопанию может свести этот метод на нет, так как лишь усугубит пустые рассуждения. Необходимо поощрять живое восприятие, реальную деятельность. Можно рекомендовать занятия спортом (ходьба на лыжах, бег, езда на велосипеде), но без участия в соревнованиях.
Основные признаки. Такие дети предпочитают играть в одиночестве. Они тянутся к взрослым, с которыми легче молчать и оставаться наедине с собой. Имеются трудности в сопереживании чужим радостям и печалям. Подростки замкнуты, не умеют вступать в неформальные контакты, их внутренний мир закрыт и непонятен окружающим.
Провоцирующие факторы, «слабое место». Помещение в группу сверстников, например в летний лагерь или дом отдыха, может привести к дезадаптации. Негативная реакция возможна и на стремление вовлечь в беседу, активное желание окружающих поговорить «по душам». Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции может усилить чувство отгороженности от сверстников и чудаковатость. На эмоциональное отвержение со стороны близких подросток шизоидного типа реагирует уходом в себя, еще большей отгороженностью от людей, ростом недоверия к ним.
Форма проявления дезадаптации. Полное замыкание в себе, усиление чувства одиночества. Иногда характерны чудаковатые поступки.
Возрастные реакции и формы нарушения поведения. Реакция эмансипации выражена своеобразно – в форме социальной некомфортности, критики в адрес существующих правил и норм. Увлечения проявляются очень ярко, часто они весьма необычны и прихотливы. Преобладают интеллектуальные или эстетические увлечения, встречаются и телесно-мануальные хобби, например, занятия гимнастикой, йогой.
Делинквентное поведение у таких подростков наблюдается крайне редко, однако они могут совершать асоциальные действия ради «борьбы за справедливость» или во имя какой-то идеи. Алкоголизм встречается редко, алкоголь они обычно принимают для облегчения контактов со сверстниками, однако склонны к приему других токсических веществ, поскольку те, по их мнению, усиливают способность к творчеству, фантазированию. Внешняя «асексуальность» сочетается с онанизмом, сексуальным фантазированием. Неумение ухаживать и вступать в контакты может приводить к перверсиям – подглядыванию за обнаженными половыми органами, эксгибиционизму и пр.
Индивидуально-дифференцированный подход. Подростку этого типа трудно вступать в неформальный контакт. Легче это сделать, если начать разговор о его увлечениях. Если же подросток начинает разговор сам, надо внимательно, не прерывая, выслушать его, дать ему возможность раскрыть свои внутренние переживания. Контакт один на один для него значительно проще, чем общение в группе. Стоит избегать помещения в группу, где он может стать объектом насмешек и издевательств. Можно помочь найти друга со сходными чертами характера.
Основные признаки. Подросткам этого типа свойственна вязкость, инертность, соблюдение своих интересов и пренебрежение чужими. С учителями такой подросток льстив, угодлив, в компании сверстников – деспот. В конфликте несдержан, агрессивен, груб. Склонен к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения со стремлением сорвать зло на окружающих.