Смекни!
smekni.com

Подход к изучению личности в трудах Карен Хорни (стр. 1 из 2)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Доклад:

«Подход к изучению личности в трудах Карен Хорни»

Выполнил: Розанов С. Ю.

Специальность 050718-

Специальная педагогика

Курс III, группа 33

Проверила: Шакирова Э.Ф.

Москва

2010-2011 учебный год

Карен Хорни 1885-1952

Теория личности К. Хорни - система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З.Фрейда. Были отвергнутыми пансексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство базальной тревожности, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

Путь Карен Хорни в психологии.

Карен Хорни (1885-1952) относится к числу наиболее выдающихся психоаналитических мыслителей двадцатого столетия. Получив медицинское образование в университетах Фрайбурга, Геттингена и Берлина, она начала свой персональный анализ у Карла Абрахама в 1910 году, а в 1920 году стала одним из основателей Берлинского психоаналитического института. В двадцатые и в начале тридцатых годов она пыталась модифицировать теорию Зигмунда Фрейда о женской психологии, оставаясь еще в рамках ортодоксальной теории. Ее работы слишком опережали свое время, чтобы привлечь к себе то внимание, которого они заслуживали, но со времени их повторной публикации (1967) в виде сборника под общим названием "Женская психология", Хорни считается основополагающей фигурой феминистского психоанализа.

В 1932 году Хорни приняла приглашение Франца Александера стать вторым директором только что созданного Чикагского психоаналитического института, но в 1934 году переехала в Нью-Йорк для работы в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Под влиянием новых социальных и интеллектуальных течений в США она опубликовала две книги – "Невротическая личность нашего времени" (1937) и "Новые пути в психоанализе" (1939), в которых отвергаются некоторые основополагающие положения фрейдистской теории, а ее биологическая направленность заменяется культуральной и межличностной. Эти книги так потрясли ортодоксальных коллег Хорни, что они вынудили ее уйти из Нью-Йоркского психоаналитического института. В этой фазе своего научного поиска Хорни примкнула к неофрейдистам, относящимся к культуральному направлению психоанализа, таким как Гарри Стек Салливен, Эрих Фромм, Клара Томпсон и Абрахам Кардинер.

Оставив Нью-Йоркский психоаналитический Институт, Хорни в 1941 году основала Американский институт психоанализа и в более духовно близкой ей атмосфере продолжала развивать свою теорию. В работах "Самоанализ" (1942), "Наши внутренние конфликты" (1945) и "Невроз и личностный рост" (1950) она утвердила, что с тревогой, которую порождают отсутствие ощущения безопасности, любви и признания, личность справляется тем, что отказывается от своих истинных чувств и изобретает для себя искусственные стратегии защиты, как внутрипсихической, так и межличностной.

Идеи Хорни прошли в своем становлении несколько этапов, и поэтому ее имя означает разное для разных людей. Некоторым она видится как женщина, чьи научные труды блестяще предвосхитили все возражения против взглядов Фрейда на психологию женщины. Для других она – неофрейдист, принадлежащий к школе культуралистов. А некоторые отождествляют ее с ее зрелой теорией, представляющей собой продуманную классификацию стратегий защиты. Каждый этап творчества Хорни важен, но мне думается, что именно ее зрелая теория представляет собой наиболее значительный вклад в течение психоаналитической мысли. Большая часть ее ранних идей была пересмотрена или дополнена – самой Хорни или другими – или же влилась в творчество следующего поколения, а порой была открыта им заново. Но с ее зрелой теорией дело обстоит иначе. "Наши внутренние конфликты" и "Невроз и личностный рост" объясняют поведение человека в рамках существующей на данный момент констелляции его внутренних конфликтов и защит. Мы не встретим у других авторов ничего подобного этой глубокой, чрезвычайно перспективной интерпретации. Она дает большие возможности не только клиницисту, но и литературоведу и культурологу; ее можно использовать в политической психологии, философии, религии, жизнеописании и решении проблем полоролевой идентификации.

Подход к изучению личности в трудах Карен Хорни.

Мысль Карен Хорни о том, что характер невроза зависит в первую очередь от социальных факторов, от культурных ценностей, оказалась весьма продуктивной. В результате внутри фрейдизма произошли существенные изменения. Так, оказались отвергнутыми теория сублимации и учение о либидо. Неофрейдисты по существу «социологизировали» психологию.

Характер межличностных связей Карен Хорни сводит к трем формулам — «на людей», «от людей», «против людей». Стратегия «на людей» характеризуется зависимостью от других, нерешительностью и беспомощностью. В ее основе лежит убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Стратегия «от людей» выражается стремлением к уединенности, независимости, самодостаточности. В ее основе лежит убеждение: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке». Стратегия «против людей» характеризуется стремлением к доминированию, враждебности и манипуляции другими людьми. В ее основе лежит убеждение: «У меня есть власть, никто меня не тронет».

Хорни не считала оправданным фокусировать исключительное внимание на детстве, прибегая к некоторой односторонней зачарованности началом человеческой жизни. Неврозы, считала она, порождаются не только отдельными переживаниями человека, но и теми специфическими условиями, в которых мы живем. Она развивала различные стратегии межличностных отношений, фиксируя внимание на болезненных, невротических состояниях людей.

В книге «Самоанализ» (1942) исследовательский интерес Карен Хорни смещается с описания механизмов формирования и проявления неврозов к проблеме личностного развития и создания условий для все более полной самореализации человека. Этот путь оказался созвучным новому направлению в психологии — гуманистической психологии. Оно развивалось в полемике с бихевиоризмом и психоанализом, разрабатывая собственную концепцию личности и ее становления. Наиболее широко гуманистическая психология была представлена в США. Ее лидирующими фигурами стали Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс.

Гуманистическая психология оказалась не только сводом теоретических воззрений, но и своеобразной психотерапевтической практикой. Предметом изучения психологов этой школы стала уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. В этом же русле развивается и исследовательская мысль Карен Хорни. По ее мнению, самодостаточная, ответственная личность не нуждается в постоянной помощи терапевта. Она способна сама осуществлять анализ своего внутреннего мира.

Здесь Карен Хорни полемизирует с 3игмундом Фрейдом, который считал, что самому человеку трудно освободиться от своих неврозов. Если кому-то кажется, что он в состоянии самостоятельно решить собственные психологические проблемы, то Фрейд расценивал это как проявление нарциссизма, склонности к самовозвеличиванию и превосходству над другими. Почему же Карен Хорни спорит с 3игмундом Фрейдом. Она убеждена в том, что в поле зрения классического психоанализа находился слабый, мятущийся человек, одолеваемый диктатом влечений. Но ведь гуманистическая психология выставила в качестве объекта изучения человека другого типа. Ему присуща ответственность, зрелость. Так стоит ли ограничивать пациентов в их потребности самоанализа?

Если оценивать этот спор с позиции современного психоанализа, то надо отметить все-таки правоту 3игмунда Фрейда. Карен Хорни утверждает в работе «Самоанализ», что древние очень мало знали о тайнах человеческой психики. Однако это заблуждение. В истории философии и психологии мы можем отыскать немало важнейших теоретических прозрений, которые сохранили свою ценность и в наши дни. Возьмем, к примеру, девиз Сократа «Познай себя!». Можно полагать, что здесь озвучена элементарная потребность заглянуть в себя. Однако мысль Сократа гораздо глубже. Ведь его призыв обращен не ко всем людям, а только к тем, кто имеет отвагу заглянуть в бездны психики. Процесс самопознания не только труден, но и трагичен. Древние гностики, обретшие мистический опыт, давали клятву никому не передавать обретенное знание. Это каралось смертной казнью. Но почему? К подвигу самопознания готовы лишь немногие люди. И здесь Сократ безоговорочно прав: многие люди живут сегодня на самом низком градусе самопознания. Именно поэтому гностическое знание нельзя передавать другим. Люди, не имеющие опыта самопознания, не способны понять, о чем идет речь. Они могут лишь обесценить мистический навык погружения в глубины психики.