Значительные различия между группами показали результаты исследования уровня агрессивности и враждебности. В экспериментальной группе уровень агрессивности и враждебности был значительно ниже, чем в контрольной.
Исследование терминальных и инструментальных ценностей по методике М. Рокича показало сходные результаты в обеих группах. Основные позиции из терминальных ценностей заняли счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность, любовь, здоровье и интересная работа; из инструментальных - воспитанность, честность, чувство юмора и ответственность.
Обращает на себя внимание тот факт, что ценность, терпимость и широта взглядов в экспериментальной группе занимают несколько высокие позиции (5-9 места), чем в контрольной группе (8-15 места).
Но в целом выраженных отличий в системе ценности в двух группах не выявлено.
Показатели коммуникативной толерантности по методике В.В. Бойко являются в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, в связи с тем, что молодежная группа, занимающаяся в клубе, имеет возможность не только знакомиться со своей культурой и культурами других национальностей, но и расширить круг общения.
Изучив вопрос воспитания и формирования этнической толерантности в молодежной среде, можно сделать выводы, что интерес к данному вопросу неслучаен, т.к. формирование этнической толерантности – это проблема, которая приобрела особую актуальность в современном мире.
Идея толерантности возникла ещё в глубокой античности как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам. В современной жизни понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта разных народов. В русский язык слово «толерантность» вошло в употребление сравнительно недавно.
В данном исследовании систематизированы основные теоретические направления, исследования проблемы толерантности следующим образом: во-первых, толерантность рассматривается как проблема связанная с признанием идеи многообразия культур (Р.Р. Валитова, 1996; Л.В. Скворцов, 1997 и др.); во-вторых, толерантность – как способность личности слышать и уважать мнение других, признавать равенство и отвергать доминирование и насилие (А.Г.Асмолов и др.); в-третьих, толерантность – как личностная характеристика (Г.Олпорт, 2003; В.А. Тишков, 1997 и др.); в-четвертых, толерантность в социальных отношениях – как терпимость к представителям других групп (Г.У. Солдатова, 2001, 2003; Т.Г. Стефаненко, 1999, 2002 и др.). Выделенные направления пересекаются друг с другом, так как все они связывают толерантность с признанием сосуществования различных, непохожих реальностей и с отношениями людей в этих реальностях.
Социальные психологи (Солдатова, 2001; Т.Г. Стефаненко, 2002 и др.) уделяют большое значение различным аспектам этнической толерантности. В этнопсихологических исследованиях толерантность – это позитивное отношение к группе с отличающейся культурой, религией. Этническая толерантность понимается как отсутствие негативного отношения и наличие позитивного образа иной этнической культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной (Т.Г. Стефаненко, 2002). В отечественных этнопсихологических исследованиях отмечается, что если представители разных этносов имеют сходный жизненный опыт, обладают территориальной близостью и взаимодействуют друг с другом, то они более толерантны к другому этносу. Ценности культуры, в которой живет индивид, установки на конструктивное или конфликтное взаимодействие могут влиять на толерантность к представителям других этносов (Ю.А. Гаюрова, 2002).
Проблема толерантности не была бы столь актуальна в настоящее время, если бы не была связана с деструктивными действиями, которые являются следствием нетерпимого отношения. В поликультурном пространстве может возникнуть как толерантное, так и противоположное ему, интолерантное сознание (Г.У.Солдатова, 2001; Г.Олпорт, 2003 и др.). Его проявления многообразны: этнонациональные конфликты, дискриминация меньшинств, акты ксенофобии, особенно в отношении беженцев и мигрантов.
Теоретический анализ исследования позволил сформулировать рабочее определение понятия толерантного сознания, которое было использовано в данной работе: толерантное сознание есть обобщенное условное обозначение системы установок, ценностных ориентаций, которое создает предпосылки для установления межличностных отношений, характеризующихся открытостью, позитивным эмоциональным восприятием партнера по взаимодействию, проявлением эмпатии по отношению к поведенческим реакциям и ценностям, мировоззрению других людей. Воздействуя на все эти факторы можно влиять на формирование толерантного поведения в молодежной среде.
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Автостереотип | это представление о своем народе, которое, как правило, позитивно. |
2 | Агрессивность | это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. |
3 | Активная толерантность | открытость, готовность к межэтническим контактам |
4 | Вынужденная толерантность | межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии |
5 | Враждебность | реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий |
6 | Гетеростереотип | это представление об этнопсихологическом облике другого народа, которое может быть как позитивным, нейтральным, так и негативным. |
7 | Идентичность | (от англ. identity – тождественность) – многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания |
8 | Избирательная толерантность | межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку - языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям |
9 | Интолерантность | категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры |
10 | Когнитивный компонент этнической толерантности | представления о других этнических группах, их культуре, межэтнических отношениях; знания о феномене толерантности, правах людей вне зависимости от этнической принадлежности |
11 | Норма (позитивная этническая идентичность) | сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. |
12 | Пассивная толерантность | нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтнических групп |
13 | Поведенческий компонент этнической толерантности | конкретные акты толерантного/ интолерантного реагирования, проявляющегося в стремлении общаться/ дистанцироваться/ демонстрировать агрессию в отношении представителей других этнических групп. |
1 | 2 | 3 |
14 | Социальная идентичность | это часть идентичности личности, или «Я-концепции», один из элементов структуры личности человека |
15 | Толерантность | (от лат. tolerantia-терпение) – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д. |
16 | Толерантность коммуникативная | - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. |
17 | Ценности терминальные | общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным, полезным. |
18 | Ценности инструментальные | это обобщённые цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. |
19 | Эмоциональный компонент этнической толерантности | отношение к другим этническим группам |
20 | Этническая идентичность | это составная часть социальной идентичности личности, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности |
21 | Этническая толерантность | готовность принять других, такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия |
22 | Этническая индифферентность | размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности. |
23 | Этническая общность (этнос) | исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей |
24 | Этноизоляционизм | убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия. |
25 | Этнонигилизм | одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию. |
26 | Этнофанатизм | – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа. |
1 | 2 | 3 |
27 | Этноэгоизм | данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет. |