Чтобы сделать общество более толерантным государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей. В противном случае, в среде социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним будут развиваться различные формы агрессивного поведения.
Деятельностный подход к субъекту толерантности основан на активном отношении человека к своему существованию и сосуществованию с другими и позволяет найти наиболее существенные механизмы распространения гуманистических отношений в обществе и, в соответствии с этим механизмы эффективной адаптации человека к социальной среде. Субъект толерантности понимается как саморефлексирующий самого себя человек (личность), готовый к восприятию всего многообразия мира и сопротивляющийся отчуждению своего собственного бытия. Целесообразность введения данного понятия обусловлена тем, что данный субъект должен быть равным к другому с другим и это равенство должно быть, как санкционировано, так и установлено государством.
Таким образом «присутствие и доступность мира для каждого» является принципиальной особенностью смысла сферы «между». Сфера «между» выражает интерсубъективность как связь одного субъекта с другим субъектом. С этой точки зрения, толерантные отношения определяются как организованные субъектом уравновешивающие друг друга социокультурные процессы, имеющие статус социальной технологии[11].
Востребованность человеком толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений является характеристикой демократической личности. Демократическая личность формируется в процессе «нормальной» социализации и характеризуется отсутствием этнических предрассудков, широтой мышления, толерантностью, признанием равенства людей, открытостью, низким уровнем тревожности, приоритетом рационального начала, активной жизненной позицией и чувством ответственности за других. Исходя из этого, толерантность как норма легального поведения для субъекта (человека, обладающего самоопределенностью) на первое место выдвигает такие характеристики как: мировоззренческая и психологическая открытость; стойкость и мужество при определенном выборе или принятии какого-либо решения; дисциплинированность и ответственность.
Рассмотрению толерантности с точки зрения принципа поведения способствуют работы, посвященные исследованию различных моделей этнического поведения. В зарубежной философии и социально-психологической мысли в этом отношении можно выделить работы таких авторов как Дж. М. Бъюкенен, М. Вебер, Э. Фромм, Дж. Ролз, А. Сен, Б. Де Жувенель, Л. фон Мизес, П. Козловски, Ю. Хабермас, Ф. Хайек и др. В российской этике впервые моделями этического поведения начала заниматься Л. А. Громова, которая в 1995 году защитила докторскую диссертацию по этическим моделям экономического поведения. Также можно назвать работы Г. С. Баранова, Н. А. Барановой, Д. Ж. Валеева и др.
Есть и еще один аспект «толерантности». Уже сейчас видно, что воспитание «установок толерантного сознания» сводится к этнографическому ликбезу, а точнее к культивированию представлений о том, что общество разделено по этническим линиям и в окружающих надо видеть прежде всего представителей той или иной этнической группы.
В отечественной науке сложилось два подхода к пониманию сути этнической толерантности. Первый, как правило, связывают с В.А. Тишковым, который трактует ее как «уважение» и «невмешательство»[12].
Другой подход, которого придерживаются большинство современных российских исследователей, сформулирован Л.М. Дробижевой. Она определяет этническую толерантность как «готовность принять других, такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия»[13]. Нам представляется целесообразным учесть оба подхода с тем, чтобы расширить «поле» действия этнофоров, которые можно трактовать в качестве толерантных; это позволит не только шире, но и глубже изучить механизмы формирования как этнической толерантности, так и ее антипода – интолерантности.
Анализ понятий «толерантность» и «этническая толерантность» позволяет сделать вывод о том, что данные термины имеют ряд общих и различных характеристик. Специфика понятия «этническая толерантность» заключается в том, что, во-первых, она понимается как вид толерантности, в основе которого - принятие «иного», обусловленного принадлежностью к другой этнической группе. Во-вторых, толерантность может рассматриваться как черта личности, характеризующая спектр личностных проявлений, тогда как этническая толерантность понимается как комплекс установок по отношению к другой (другим) этническим группам. Исходя из этого, толерантность как личностная черта является более стабильной характеристикой, а этническая толерантность/интолерантность, обусловленная как внутренними, так и внешними факторами, легче поддается изменению. В данной работе под этнической толерантностью/интолерантностью понимается социально-психологическая характеристика, проявляющаяся в степени принятия/неприятия представителей других этнических групп. Рассматривая этническую толерантность как комплекс установок, можно выделить в ее структуре следующие компоненты[14]:
1. Когнитивный (представления о других этнических группах, их культуре, межэтнических отношениях; знания о феномене толерантности, правах людей вне зависимости от этнической принадлежности);
2. Эмоциональный (отношение к другим этническим группам);
3. Поведенческий (конкретные акты толерантного/интолерантного реагирования, проявляющегося в стремлении общаться/дистанцироваться/ демонстрировать агрессию в отношении представителей других этнических групп).
Из вышесказанного мы и будем исходить в анализе проблематики нашего исследования, посвященного этнической толерантности.
Исследование характера и содержания межэтнических отношений позволяет выделить следующие типы толерантности:
1) активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);
2) пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтнических групп);
3) толерантность избирательная (межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку - языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);
4) толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии);
5) интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).
Основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность, а негативные компоненты этнической идентичности приводят к этнической нетерпимости. Позитивная этническая идентичность формируется у народов, знающих и любящих свою культуру и историю. На это имеет право каждый народ. Национально-культурные движения, способствующие возрождению языка и культуры малых народов России - это, безусловно, прогрессивное явление нашего времени. Необходимо, чтобы этот интерес к культуре своего народа способствовал формированию позитивной этнической идентичности.
1.2. Психологическая составляющая этнической толерантности
Одной из важнейших характеристик межэтнических отношений является этническая толерантность. Под толерантностью в межэтнических отношениях или этнической толерантностью в отечественной этнопсихологии понимается «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной»[15].
В ряде этнопсихологических исследований рассматривались различные факторы, взаимосвязанные с толерантностью. Некоторыми исследователями делаются попытки выявления факторов влияющих на этническую толерантность или обуславливающих ее. В представленном ниже исследовании рассматривается проблема взаимосвязи этнической толерантности с социально-психологическими факторами, опосредующими процесс межэтнического взаимодействия.
Дж. Берри и М. Плизент в своих исследованиях, посвященных проблеме этнической толерантности установили, что позитивная этническая идентичность может дать основание для уважения других этнических групп и выражения готовности обмена идеями, установками или для участия в совместной деятельности. Этническая идентичность фиксирует осознание личностью своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность, прежде всего, является результатом когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем какого-либо этноса, отождествления себя с ним и обособления от других этносов[16]. Н. М. Лебедева основываясь на взглядах Дж. Берри и М. Плизента и на результатах собственных исследований установила, что позитивная этническая идентичность взаимосвязана с этнической толерантностью и является ее основой. В дальнейших исследованиях Н. М. Лебедевой было установлено, что взаимосвязь между этнической идентичностью и этнической толерантностью носит характер социально-психологического закона.