Смекни!
smekni.com

Психологические подходы к развитию этнической толерантности (стр. 6 из 14)

И так, этническая идентичность это составная часть социальной идентичности личности, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности[22]. При этом, во-первых, необходимо различать понятия этнической идентичности и этничности - социологической категории, относящейся к определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре, и иметь в виду, что в реальной жизни этническая идентичность далеко не всегда совпадает с официальной этничностью. Во-вторых, следует помнить, что этническая идентичность может не совпадать с декларируемой идентичностью, которая проявляется в самоназвании и во многом зависит от социальной ситуации. Этническая идентичность - это, в первую очередь, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определённая степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов. Смысл данного понятия наилучшим образом отражает термин переживание. Его использовали для изучения отношений между индивидом и окружающим миром Г.Г. Шпет, (1996)[23], и Л.С. Выгодский, (1989)[24]. Так и этническую идентичность можно рассматривать как переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Когда изучается идентификация индивида с этносом в данный момент и в данном социальном контексте, в её структуре обычно выделяют два основных компонента: когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя её членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). В моделях, предложенных разными исследователями, используются самые разные термины для обозначения составных частей когнитивного компонента этнической идентичности – этнические ориентации групповые концепции и др. Но самыми важными признаются [25].

- во-первых, этническая осведомленность (знания об этнических группах - своей и чужих, их истории и традициях, присущих им психологических особенностях, а также различиях между ними);

- во-вторых, этническая самоидентификация (использование «этнического ярлыка» - этнонима, основанное на восприятии себя принадлежащим к группе).

На основе знаний о своей и чужих этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков. В качестве этнодифференцирующих могут выступать самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство и т.д. и т.п.

Этническая идентичность - это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и её оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства, т.е. её аффективный компонент. Как отмечает Г.У. Солдатова, «достоинство, гордость, обида, страхи являются важнейшими критериями межэтнического сравнения. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида» (Солдатова, 1998)[26].

В психологии общепризнанно, что социальный контекст играет существенную роль в формировании этнической идентичности, детально это влияние изучалось в относительно небольшом количестве исследований. Формирование этнической идентичности индивидов обусловлено особенностями их социального окружения, этнических групп, к которым они принадлежат, и отношений между данными общностями. Среди самых существенных факторов, в разной степени исследованных в мировой науке, можно выделить:

1) особенности этнической социализации в семье, а также в других её институтах: школе, группе сверстников, ВУЗе и т.п.;

2) особенности этноконтактной среды, прежде всего степень этнической однородности ближайшего и более широкого окружения;

3) место этнической группы в более широком социальном сообществе, статусные отношения между группами.

На формирование этнической идентичности непосредственное воздействие оказывают многие институты социализации. Среди них выделяют, во-первых, государство, разрабатывающее политику в отношении национальной идентичности своих граждан, и институты, через которые эта политика проводится (перепись, паспортная система, система образования); во-вторых, структуры гражданского общества: национальные движения и рганизации (Карпенко, 1998).

На формирование этнической идентичности членов групп меньшинства непосредственное влияние оказывает плотность этнического окружения.

Многие авторы отмечают позитивную связь реализованной этнической идентичности с этнической однородностью ближайшего социального окружения. Так же на формирование этнической идентичности оказывает воздействие степень однородности не только ближайшего окружения, но и окружения более широкого. Иными словами, значимо то, живёт ли человек в полиэтнической или моноэтнической среде.

Ситуация межэтнического общения даёт индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других групп, их сходстве и различиях, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков.

Завершая рассмотрение вопроса о том, как социальный контекст влияет на этническую идентичность индивида, следует подчеркнуть, что с возрастом у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к внутригрупповой ориентации. Происходит это потому, что в процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, молодой человек приобретает всё новые знания о межэтнических различиях и более реалистично определяет свою принадлежность к определённому народу. В результате каждый новый член общества оказывается «приписанным» к той или иной этнической группе.

Исследование проблем формирования этнической идентичности в последнее десятилетие стало в отечественной науке необычайно популярно. Особенно актуальным признается изучение этнического самосознания в связи с вопросами толерантности в межэтнических контактах (Толерантность и согласие, 1997; Идентичность и толерантность, 2002). Благодаря проведенным исследованиям был описан ряд социально-психологических и культурных факторов (Лебедева, 1997, 1998; Стефаненко, 1997 и др.), оказывающих влияние на развитие и формы проявления межэтнической нетерпимости. В связи с этим можно сделать вывод, что этническая идентичность представителей различных этнических групп взаимосвязана с их толерантным-интолерантным отношением к представителям этноконтактных групп.

И так, рассмотрев эти три фактора и воздействуя на них, мы можем влиять на формирование толерантного поведения молодежи.

2. исследование этнической толерантности молодежи

2.1. Методики исследования

И так, толерантность – это не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

В качестве экспериментальной группы была выбрана группа из 25 человек в возрасте 16-17 лет из молодежного клуба «Союз немецкой молодежи «ТОТАЛ» при Российско-немецком доме, в качестве контрольной группы – группа учащихся 11 «а» класса общеобразовательной школы № 3.

В настоящем исследовании ставились следующие цели. Во-первых, выявить состояние этнического самосознания и самоидентификации молодежи различных национальностей, их представления, знания о собственном народе и о других народах, восприятие этих народов и отношение к ним. Во-вторых, определить динамику этих показателей в возрастном периоде 16-17 лет. В-третьих, установить, какие факторы и агенты социальной и культурной микро- и макросреды влияют на этносознание молодежи и как именно.

Исследование этнической толерантности в указанных группах проводилось в декабре 2007 г.

Исследуемые показатели:

- социальная дистанция,

- этнические стереотипы,

- этническая толерантность,

- агрессивность.

Используемые методики:

- шкала социальной дистанции Э. Богардуса вариант Л.Г. Почебут) (см. Приложение 1);

- типы этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова) (см. Приложение 2);

- методика диагностики состояния агрессии в молодежной среде (опросник «Басса-Дарки») (см. Приложение 3);

- методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) (см. Приложение 4);

- методика «Коммуникативная толерантность» (Бойко) (см. Приложение 5).

Теперь рассмотрим используемые методики и задачи, которые они решают.

1. Методика исследования социальной дистанции (шкала Богардуса, вариант Л.Г. Почебут).

В 1920-х годах американский социолог Эмори Богардус разработал шкалу для измерения социальной дистанции, рассматриваемой им как степень близости или отчужденности между двумя группами людей.