Смекни!
smekni.com

Психология восприятия в профессиональной деятельности дизайнера (стр. 2 из 2)


синий — визуально снижает, укорачивает; создает ощущение холода, влажности, плотности; эмоционально делает пассивным; утешает, сосредотачивает, успокаивает; ленивый, антисептический, чистый;

·


зеленый — визуально немного сужает, объединяет; создает ощущение холода; эмоционально успокаивает, уравновешивает; приятный, здоровый, натуральный;

·


красный — визуально приближает, ограничивает; создает ощущение тепла, тяжести; возбуждает.

О форме в дизайне


Форма, как и цвет, оказывает на нас психологическое влияние. Дизайнер может задействовать определенные качества формы, чтобы вызвать соответствующие эмоции. Люди пользуются формой еще с тех пор, как научились рисовать символы на песке или рассказывать истории с помощью рисунков на стенах пещер. Формы присутствуют повсеместно, они неотъемлемы от нашего мира да, кстати, и от всего, что делает человек. И при написании сложного математического уравнения, и для добавления архитектурных изысков к зданию и даже в религиозной и языческой символике (Святой крест, Звезда Давида, татуировки) - всюду формы являются частью нашей жизни и служат самовыражению.

Первичные формы:

Окружности чаще всего ассоциируются с женским началом: теплота, уют, чувственность, любовь и другие понятия из того же ряда. Кроме того, окружности (или дуги) часто применяются для выражения идеи общности, целостности, стойкости, движения и безопасности. На многих сайтах, имеющих отношение к женщинам, общинам, соборной жизни и романтическим историям, встречаются окружности, которые усиливают эмоциональное восприятие.

Треугольники считаются выражением мужского начала: силы, агрессии и динамики. У направления треугольника тоже есть свой смысл. Глаз неосознанно следует в направлении доминирующего угла. Если треугольник повернут вверх, он выражает движение и агрессию. Треугольник же, повернутый вниз, ассоциируется с пассивностью и бессилием.

Разумеется, с прямоугольниками (в том числе квадратами) тоже ассоциируются определенные представления: мощь и основательность (вероятно, из-за жесткости и предполагаемой массивности). Прямоугольные формы могут вызывать у зрителя ощущение упорядоченности, логичности, иерархичности и безопасности.

Вы, наверное, уже заметили, что на сложных, детализированных, иногда не понятных с первого взгляда изображениях, хочется задержать взгляд? Зрителю интересно "разгадать загадку" и разгадка смысла приносит удовлетворение и положительные эмоции. Такие "шарады" надолго остаются в памяти. Но не многие из них действительно несут тему или настроение. Большинство похоже на рассыпаную детскую мозаику, сборище не связанной между собой графической информации. Творчество дизайнера в индивидуальных работах может быть любым - это его личное дело. Здесь работает понятие - "дизайн ради дизайна". Часто превращаясь в стремление эпатировать зрителя. Но в оформлении конкретного заказа, рассчитанного на большую и различную аудиторию, важно не перестараться. Пользователь, просматривая оформление, всегда стремится сделать вывод, ищет законченность в понимании представленной информации. И сделав его, испытывает эстетическое удовлетворение. Задача дизайнера помочь ему в этом. Построить твёрдый, конкретный ассоциативный ряд, раскрывая тему. Простой пример - когда используется перевёрнутый текст. Это простая преграда для его восприятия и пользователь способен прочитать этот текст, но решение этой загадки приносит подсознательное удовольствие и заостряет внимание на этом слове или фразе. Другое дело - уместно ли такое действие в конкретной ситуации.

Тени и пластика

Пластичная форма - это форма рельефная, скульптурная, с мягкими переходами основных образующих. И наоборот: форма, которой не хватает пластичности, суха, аскетична, для нее характерна бедная световая структура. При разработке сложных поверхностей в процессе художественного конструирования нельзя не учитывать влияние световых бликов. Основное влияние при этом акцентируется на соблюдении закономерностей в геометрическом построении сложных поверхностей, т. к. здесь световой блик служит самым сложным контролером. Гораздо «корректнее» относятся к форме тени - собственные и падающие, которым свойственно скорее скрывать недостатки. Значение тени и света в конкретных ситуациях может быть различным: в одних случаях организующую роль в композиции играет свет, в других - тень. Например, многотонный пресс - лаконичная и строгая композиция, построенная на сильных вертикалях. Здесь вертикалям подчинено все: от решения объема в целом до расположения головок болтов в вертикальных рядах. Сочная и сильная пластика строится на использовании метрического повтора нескольких вертикальных элементов. Работая над подобной формой с глубокими рельефными элементами, в ходе поисков весьма полезно прорисовать ее одними тенями - белая бумага возьмет на себя роль освещенных поверхностей. Перевод пластики на лаконичный язык света и теней дисциплинирует глаз и руку художника, позволяет увидеть главное в форме, уточнить детали. Значение световой структуры для композиции определяет и профессиональные приемы пластической проработки формы: начинать эскизирование нужно не с паутины тонких карандашных линий, а с сочных, плотных мазков, создающих теневую структуру на фоне белой


бумаги.

Пластика малых форм

Сравнивая пластику гигантского станка и маленьких дамских часов, трудно сказать, какой объект сложнее для проектирования. Ведь одна из специфических задач художника - поиск образа вещи, в которой должна отразиться ее эстетическая сущность.

Заключение

Итак, теперь, после того как мы ознакомились с психологией восприятия и процессами, которые она изучает, с уверенностью можно сказать, что в современном дизайне нет никакого смысла без знаний о психологии восприятия.

На первый взгляд может показаться, что человек держит себя и свою реальность под контролем, что он осознает каждое совершаемое действие и способен контролировать его. Но это величайшее заблуждение. Человек спит в своем маленьком мирке, выполняет одни и те же движения изо дня в день и со стороны выглядит совершенно проснувшимся, но это и есть самая большая иллюзия, в которой мы с вами “плаваем” и только иногда подергиваемся во сне.

Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Важно то, что мы можем полагаться на сформированные у нас навыки и способы восприятия исключительно в рамках тех условий, в которых они вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в привычной среде обитания. За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия и даже иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не подстроится к новым условиям с помощью обратной связи.