Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.
Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
2. Развитие произвольной памяти и умения классифицировать предмет, а также логического и творческого мышления.
1. «Вот так позы».
2. «Загадки».
Ведущий загадывает загадки (например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и др.). Ведущий добивается, чтобы дети не просто говорили отгадку, но и объясняли ход своих рассуждений.
Затем ведущий предлагает детям поучиться самостоятельно придумывать загадки про овощи. Дает образец: «Зеленый, а не…?» – «лягушонок, травка, кузнечик», - подсказывают дети. «С хвостом, а не…?» – «Репа, воробей, мышонок». «Его не жарят, а…?» – «Маринуют, солят».
3. «Художник».
Ребенок играет художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.
И как другой вариант игры – можно рассматривать картинку, а потом описать, что на ней нарисовано.
4. «Кому что нужно» (картинки).
Подбираются карточки стольких групп, сколько детей участвует в игре. В группах должно быть одинаковое количество карточек. Каждый ребенок получает одну карточку из какой-либо группы. Остальные картинки находятся у ведущего. Он поясняет, что у него карточки различных групп (овощей, цветов, животных и пр.). Ребенок должен собрать именно ту группу картинок, к которой относится изображенный на его карточке предмет. Ведущий, беря карточку из стопки, называет ее и спрашивает: «Кому нужен лук?» Ребенок, имеющий что-либо из овощей, отвечает: «Мне, у меня овощи» – получает эту карточку. Если ребенок ответил неправильно, ведущий спрашивает его, забирая одну из его картинок (эта карточка уже не участвует в игре). Также ведущий забирает себе карточку и в том случае, если никто из детей ее не потребовал. Проигрывает тот, у кого в конце игры окажется меньше всего карточек.
Приложение
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.
I. Для развития слуховой памяти и речи детей 2—4-летнего возраста можно рекомендовать для заучивания песенки, потешки, стихотворения.
1) Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, голосисто поешь, Ване спать не даешь?
2) Ай, качи-качи-качи! Глянь - баранки-калачи, Глянь - баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи. С пылу, с жару, из печи, румяны, горячи. Налетели тут грачи, подхватили калачи. Нам осталися одни бараночки!
3) Тень-тень, потетень,
Выше города плетень,
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялась лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!
4) Сидит белка на тележке, Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому... Кому в платок, Кому на зубок, Кому в лапочку.
II. Пересказ сказок
Сказка «Репка»
Посадил дед репку - выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку!
Читать сказку нужно неоднократно. При первом прослушивании впечатления ребенка бывают неточны. Обычно дети следят лишь за сюжетом, поэтому многое упускают. При повторных прослушиваниях сказок впечатления углубляются, ребенок лучше запоминает.
Приведенная сказка проста по сюжету. Для лучшего запоминания можно задать ребенку ряд вопросов:
1) Что посадил дед?
2) Смог ли дед один вытащить репку?
3) Почему не смог?
4) Кто пришел на помощь?
5) В какое время года происходят события сказки? Когда дед посадил репку? Когда он решил ее вытащить?
6) Чему учит эта сказка? Нужно ли помогать друг другу?
III. Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста.
Игра «Где спрятана игрушка?»
Развивает зрительную память и внимание ребенка. Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.
В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, солдатика, ластик, кружок от пирамидки и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.
Игру можно несколько усложнить:
а) убрать ящички на более длительное время;
б) спрятать 2, а потом и 3 игрушки;
в) заменять игрушки.
Игра «Запомни картинку»
Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.
Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.
Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.
Игра «Какой игрушки не хватает»
Рекомендуется для развития зрительной памяти детей.
Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить:
а) увеличить количество игрушек;
б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Игрушки для организации игры можно взять следующие: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.
Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки. Играть можно 2—3 раза в неделю.
Игра «ПРОГУЛКА В КАРТИНКАХ».
Эта игра развивает зрительную и слуховую память и внимание ребенка дошкольного возраста.
Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на- дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно.
По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.
На каждой прогулке ребенок может с вашей помощью узнавать что-то новое. Можно эту игру проводить довольно регулярно.
Игра «Рисуем вместе узоры»
Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросить ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор убрать и предложить ребенку воспроизвести его по памяти.
Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.
4. Воспроизведение рассказа.
Методика воспроизведения рассказа может помочь в диагностике смысловой памяти, а также для развития смысловой памяти ребенка дошкольного возраста.
Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:
а) Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
б) Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку.
У него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Детям дошкольного возраста рассказ зачитывается. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.
При воспроизведении рассказа обязательно обращать внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Например, к первому рассказу:
1) Что подарила мама детям?
2) Как играли дети?
3) Почему они перестали играть?
4) Кого позвали дети и зачем?
«Образная память».
Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.
Задача испытуемого после того, как убрали таблицу — нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил.
Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе.