Смекни!
smekni.com

Творчество Платона и его значение для психологии (стр. 2 из 2)

Учение Платона о добродетели

Изначально Платон сводит понятие добродетели к знанию. Однако со временем Платон убеждается, что добродетель зависит не только от разума. Учение о добродетели опиралось прежде всего на его учение о душе, которая состоит из трех частей: разумной, волевой и чувственной. Разум, по Платону, это основа высшей добродетели- мудрости; воля - основа добродетели мужества; преодоление чувственности лежит в основе добродетели благоразумия. Четвертая добродетель - справедливость - является гармоническим сочетанием первых трех: мудрости, мужества и благоразумия.

Учение о любви

Как бытие, так и благо Платон разделил на два мира: идеальный и реальный. Идеальные блага он поставил несравненно выше реальных. Однако Платон признает реальные блага необходимыми для достижения благ идеальных. Связь учения о благе с учением о любви заключается в том, что любовь- присущее душе стремление к обретению и вечному постижению добра Через реальные цели можно достигнуть идеальных, абсолютных и вечных целей - в этом смысл учения о любви Платона. По Платону, если предметы прекрасны, то потому, что они содержат в себе прекрасное, которое общее для всех, и любовь проявляется не к тому или иному прекрасному предмету, а к прекрасному всех предметов.

Учение о благе

По Платону, все люди по природе стремятся к благу. Во всех вещах от природы присутствует стремление к совершенствованию. Если обратиться к мифу «о пещере», то там идея блага представляется у Платона в виде солнца. Идея блага с одной стороны является основой, из которой возник мир, с другой стороны - конечной целью, к которой мир стремится.

Учение об «идеальном государстве»

На основе теории государства развиваются основные положения этики Платона, так как конкретные желания человека проявляются во всей полноте, по Платону, не в личной, а в общественной жизни. Это теория общества, построенного в соответствии с идеями блага и справедливости. Платон считал, что вся государственная власть должна находиться в руках рабовладельческой аристократии, чтобы она могла силой держать народ в повиновении. В этом учении Платон выступал против демократии вообще. Таким образом, общество в «идеальном государстве» разделилось на три сословия:

1. философы, они же правители. Они понимают идеальный мир, а значит и истину, яснее остальных, поэтому именно они должны управлять. Кроме того философы бескорыстны и будут стремиться к всеобщему благу.

2. стражи (воины). Все, чего они хотят - это защищать государство от внешней агрессии и внутренних конфликтов.

3. земледельцы и ремесленники (торговцы). Они главным образом основываются на своих мирских желаниях, на обладании материальной собственностью.

«Идеальным государством» Платон считал рабовладельческую аристократическую республику или монархию.

Нравственная жизнь в ее высших проявлениях, по мнению Платона, свойственна лишь немногим избранным – аристократам - рабовладельцам; народ не способен к нравственности, лишь только к подчинению.

Платон также выделял четыре государственные формы правления, которые считал наихудшими: тимократию, олигархию, демократию и тиранию.

«Идеальное государство» Платона - это схема утопического государства, в котором жизнь общества подчинена строгому контролю.

Заключение

В своих трудах великий мыслитель как бы подвел итог всему предшествующему научно-философскому развитию в Древней Греции. В них затронут огромный круг вопросов, которые изучаются в настоящее время астрономией, механикой, физикой, биологией, зоологией, политической экономией, эстетикой и др. науками.

Не маловажный вклад Платон внес в историческое развитие психологии. Он определил во-первых "сущность и логос души" как ее самодвижение и вытекающее из самодвижения бессмертие, во-вторых природу души, состоящую в том чтобы двигать тело находясь с ним во внешнем или внутреннем единстве и в-третьих идею души, правда только образно, в виде трех частей "соединенной силы крылатой парной упряжки и колесничего" т. е. двух противоположных стремлений сопрягаемых разумом. Речь Платона следует признать первым логическим выражением понятия духа как души.

В его учениях не было четкой системы именно благодаря этому факту, благодаря подвижности, мыслей философа, наследие Платона актуально на протяжении нескольких веков.

Список использованной литературы:

1. Асмус В.Ф.Античная философия М., 1976.

2. Богомолов А.С. Античная философия - М: Изд-во Мысль- 368с.

3. Ждан А. Н. История психологии от античности до наших дней, 1990 г.

4. М. Г. Ярошевский История психологии от античности до середины XX века. Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.