Этот закон гласит:
Интенсивность ощущения (S) пропорциональна логарифму силы раздражителя (I) и выражается формулой: S = k/n I + С, где к - коэффициент пропорциональности, зависящий от модальности раздражителя, а С - постоянная интегрирования. Отсюда следует, что интенсивность ощущения растет гораздо медленнее, чем сила раздражителя.
57
Этот закон справедлив лишь в зоне комфорта. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. В образной форме они представлены в таблице 2.
Таблица 2
Средние значения абсолютных порогов ощущений для разных органов чувств человека
Органы чувств | Величина абсолютного порога ощущения, представленная в виде условий, при которых возникает едва заметное ощущение данной модальности |
Зрение | Способность ощущать свет одной горящей свечи в полной темноте на расстоянии 48 км от глаза |
Слух | Различение тиканья ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м |
Вкус | Ощущение присутствия одной ложки сахара в 8 л воды. |
Запах | Ощущение наличия одной капли духов в помещении из 6 комнат |
Осязание | Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты 1 см |
Чувствительность- способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.
Чувствительность абсолютная (Е) - способность ощущать едва заметные, слабые раздражения.
Чувствительности абсолютный порог (нижний) (РА) - минимальная величина раздражителя любой модальности, при котором впервые возникает ощущение.
Чувствительности абсолютный порог (верхний) - это максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринимается в своей модальности или вообще не воспринимается.
Чувствительность относительная (разностная, дифференциальная) - это способность ощущать слабые различия между раздражителями одной модальности.
Чувствительности относительный порог (разностный или дифференциальный) - это минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.
58
Вебера - Фехнера закон - закон психофизики, утверждающий, что сила ощущения пропорциональна логарифму величины (интенсивности) воздействия на органы чувств раздражителя (S = kIn + С, где S - интенсивность ощущения, к - коэффициент пропорциональности, зависящий от модальности раздражителя, С - постоянная интегрирования). Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.
Изменение чувствительности
Чувствительность может изменяться в зависимости от разных условий: характера деятельности, возраста, функционального состояния, от особенностей рецептора, силы и длительности раздражителя. Можно выделить две формы изменения чувствительности: адаптация, сенсибилизация. Адаптация заключается в изменении чувствительности при слабых раздражителях, например при переходе из светлого помещения в темное световая чувствительность увеличивается и уменьшается при обратном переходе. Хуже человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям. Все виды ощущений взаимосвязаны, поэтому ощущения зависят еще и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие анализаторы. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств и есть сенсибилизация.
Адаптация (лат. adaptatio - приспособление) - приспособление к внешним условиям.
Адаптация (сенсорная) - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильной освещенности его чувствительность снижается. Адаптация существует и в слуховой сфере (изменение слуховых ощущений в условиях тишины и шума), в сфере обоняния (при действии сильных запахов), осязания (при сильном холоде или жаре) и вкуса.
Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Например, увеличение остроты зрения под влиянием слабых слуховых или обонятельных раздражителей. Известны значительные повышения чувствительности за счет характера деятельности (скрипачи обладают высокой чувствительностью к звукам, текстильщики научаются различать более 60 оттенков черного цвета и т.д.).
59
Взаимодействие ощущений
Синестезия (греч. syn - с, совместно, aesthesis - чувство, ощущение. - соощущения) - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для других анализаторов. Качество ощущений одного вида переносится на другой. Встречаются в норме («цветовой слух») у многих людей, и особенно у музыкантов (например, у Скрябина), например, низкочастотные звуки дают ощущение мягкости или обилия, в то время как высокочастотные звуки воспринимаются как хрупкие и острые, синий цвет воспринимается как холодный, в то время как красный - как теплый. В психической патологии, например, встречаются синестетические функциональные и рефлекторные галлюцинации.
Контраста явление - изменение интенсивности и качества ощущения под влиянием предшествующего и сопутствующего раздражителя, например, после холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим или одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, а на белом - темнее.
Продолжительность ощущений
Ощущения имеют способность сохранять интенсивность во времени. Они возникают не сразу, а спустя некоторое время - латентный период (скрытый, невидимый). Эти периоды различны для разных анализаторов, например для тактильных ощущений - 130 м/сек, а для боли - 50 м/сек. Но ощущения и не исчезают сразу после раздражения. Существует инерция - некоторое время образ сохраняется, его называют последовательным. Если долго смотреть на солнце, а потом перевести взгляд на белую стену, то на ней будет виден диск солнца в полном соответствии с исходным (по цветности и светлоте) - положительный образ или измененный (отрицательный).
Латентный период (от лат. latens - скрытый, тайный) - время между началом действия стимула и возникновения видимой реакции на этот стимул.
Последовательный образ - ощущения не исчезают сразу после прекращения действия раздражителя. От раздражителя остается след -последовательный образ.
Пространственная локализация
Благодаря бинокулярности зрения, слуха мы видим и слышим образы ощущений в определенном месте пространства. Локализация
60
тактильных ощущений вырабатывается в опыте благодаря совместной деятельности зрения и мышечного чувства. Ощущения прикосновения, давления и боли различны на разных участках тела. Ощущение вкуса локализуется на разных участках языка: сладкое - кончик языка, кислое - края языка, горькое - основание языка, соленое - края и середина языка. Обоняние - более чувствительна левая сторона носа.
Пространственная локализация раздражителя (для слуха) - точка пространства, из которой исходит звук. Основную роль при локализации звука играет то, что: а) ухо, которое находится ближе к источнику звука, испытывает воздействие стимула несколько раньше, чем другое ухо; б) голова создает «барьер», который частично блокирует звук так, что ближнее к источнику ухо получает более интенсивный стимул; в) два уха воспринимают различные фазы звуковых волн.
Термин «локализация» употребляется относительно слуха (определение расположения источника звука в среде), зрения (определение положения стимула в области зрения), осязательных ощущений (определение места стимуляции на коже).
Ощущения человека и животных
Согласно представлениям, разработанным в советской психологии, ощущения возникают в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от ощущений животных ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания ощущений как процесса развития всей всемирной истории (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств, таких как системы фонем родного языка, шкала музыкальных звуков или основных тонов светового спектра.
Биотические - важные для жизни, жизнеспособные.
Абиотические - несовместимые с жизнью, нежизнеспособные.
61
РАЗВИТИЕ
Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. Однако не все виды чувствительности развиваются одинаково. Сразу после рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру среды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточно долго (мало развиты в 4-5 лет).
Менее зрелыми к моменту рождения являются зрительные и слуховые ощущения. Быстрее начинают развиваться слуховые ощущения (реагирует на звук - в первые недели жизни, на направление -через два-три месяца, а на пение и музыку - на третьем-четвертом месяце). Речевой слух развивается постепенно. Сначала ребенок реагирует на интонацию речи (на втором месяце), затем - на ритм, а способность различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к концу первого года жизни.
Абсолютная чувствительность к свету у младенца низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце.