Смекни!
smekni.com

Общая психология Гамезо М В (стр. 13 из 68)

Постулат непосредственного восприятия гласит: главное не то, как совершается процесс восприятия, каковы его средства и меха­низмы, а то, что отражается в этом процессе, что является его дейс­твительным стимулом.

Согласно личностному подходу, вместо изучения ощущений и вос­приятия как некоторых природных свойств организма выдвигается задача реконструкции человеком образа окружающей действитель­ности (Келли, Найсер, Петренко, Шмелев и др.). Чтобы разобрать­ся в потоке впечатлений и адекватно себя вести в своем окружении, человек должен извлекать существенное из всей этой информации, объяснять происходящие события, прогнозировать результаты своего поведения (подобно ученому). Чтобы преуспеть в этом, чело­век вырабатывает у себя систему, своеобразную сеть оценочных ко­ординат, через которую он начинает воспринимать происходящее. У каждого человека свой набор конструктов. По количеству конс­труктов, с помощью которых субъект создает образ окружающей действительности, выделяют два крайних типа - людей когнитивно простых и когнитивно сложных (см. Когнитивные стили).

Гештальтпсихология - одна из школ современной зарубежной пси­хологии, возникшая в Германии в 1-й четверти XX в. и выдвинувшая в качестве основного объяснительного принципа психологии целос­тное объединение элементов психической жизни, несводимое к сум­ме составляющих, - гештальт (нем. Gestalt - образ, форма, структура). Представители: М. Вертгеймер, К. Каффка, В. Келер, К. Левин и др.

Выдвигая на первый план целостный характер восприятия, ге-штальтпсихологии ввели ряд новых понятий (фигура, фон и др.) и законов. Ими открыто более 100 законов гештальта.

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ВОСПРИЯТИЯ

1. По модальности (по анализаторам) выделяют:

а) зрительное,

б) слуховое,

в) осязательное,

г) обонятельное,

д) вкусовое.

2. По характеру активности:

а) непроизвольное,

67

б) произвольное.

3. По степени организованности:

а) неорганизованное,

б) организованное (наблюдение).

4. По характеру и продолжительности:

а) симультанное,

б) сукцессивное.

5. По формам существования материи:

а) восприятие пространства,

б) восприятие времени,

в) восприятие движения.

6. По объекту восприятия:

а) восприятие предметов,

б) восприятие речи,

в) восприятие человека,

г) восприятие музыки,

д) восприятие ситуаций и т.п.

Восприятие зрительное - это восприятие преимущественно в сис­теме зрительного анализатора. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета. Зрительный аппарат приспо­соблен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы предмета. Зрительная система человека и животных позво­ляет воспринимать не только отдельные признаки предметов, но и целостные геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности сохранения образа нужны движения глаза (А.Л. Яр-бус). Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

Восприятие слуховое - это восприятие в системе слухового анали­затора. В процессе социальной истории человечества сложились две системы слухового восприятия: ритмико-мелодическая (или му­зыкальная) система кодов и фонематическая система кодов (или система звуковых кодов языка). Обе эти системы и организуют вос­принимаемые человеком звуки в сложные системы слухового вос­приятия. Слуховое восприятие представляет собой активный про­цесс, включающий в свой состав моторные компоненты. В слуховом восприятии двигательные компоненты отделены от слуховой систе­мы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкаль­ного слуха и проговаривания для речевого слуха. Слуховое воспри­ятие участвует при восприятии времени.

68

Восприятие осязательное- это восприятие на основе кожных и двигательных ощущений. В процессе осязательного восприятия предмета постепенно (сукцессивно) поступающая информация от отдельных признаков предмета превращается в его целостный (си­мультанный) образ. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное осязательное вос­приятие заменялось активным ощупыванием предмета.

Восприятие обонятельное- это восприятие на основе обонятель­ной чувствительности.

Восприятие вкусовое - это восприятие на основе вкусовой чувстви­тельности.

Восприятие непроизвольное (непреднамеренное)- это восприятие без намерения, без постановки цели. Оно выступает как компонент какой-то другой деятельности.

Восприятие произвольное (преднамеренное) - связано с постанов­кой определенной задачи, цели. Оно характеризуется целенаправ­ленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае вос­приятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Произвольное восприятие в большинстве случаев более эффективно, чем непроизвольное. Произвольное воспри­ятие является высшей психическая функцией и присуще только че­ловеку.

Восприятие симультанное - развернутое в пространстве, одномо­ментное, обобщенное, целостное. Например, целостное воспри­ятие лектором всей аудитории при чтении лекции.

Восприятие сукиессивное - развернутое во времени, поэтапное на­блюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.

Восприятие пространства - отражение пространственных форм вещей, их величины, формы, расположения относительно друг дру­га и направления. В пространственном восприятии участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль принадлежит совместной де­ятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярно­го анализаторов. Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе биноку­лярного зрения (зрения двумя глазами).

Восприятие размера предметов определяется величиной их изоб­ражения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя.

Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомода­

69

ции и конвергенции. При восприятии близко расположенных пред­метов происходит мышечное сокращение, в результате чего умень­шается степень натяжения хрусталика и его форма становится бо­лее выпуклой (аккомодация). Конкретное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей (кон­вергенция), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Взаимодействие величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глаз­ных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является ус­ловно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов невозможно.

При восприятии глубины, и объемности главную роль играет бино­кулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помо­щью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. К их механизмам относится и врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элемен­ты изображений, имеющие определенную насыщенность, ориента­цию, конфигурацию и длину. Восприятие формы требует выделе­ния предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделе­ние контура, то есть границы, пространственных элементов фигу­ры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющим на восприятие формы предметов, является жизненный опыт человека, получаемый за счет движений руки по контуру и по­верхности объектов, перемещения человека и частей его тела в про­странстве.

Аккомодация (от лат. accomodatio - приспособление) - изменение кривизны хрусталика глаза в зависимости от удаленности объекта от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует акко­модации на близкое расстояние, а уменьшение - на дальнее. Измене­ние кривизны хрусталика осуществляется специальной ресничной мышцей.

Конвергенция - сведение зрительных осей глаз на каком-либо объ­екте или в одну точку зрительного пространства. Между зрительны­ми осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе ин­формацию о расстоянии до объекта.

Восприятие глубины - зрительное восприятие мира в трех измере­ниях. Это восприятие удаленности объектов от наблюдателя и вос­приятие трехмерности самих объектов.

70

Восприятие времени- это отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе воспри­ятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга.

В восприятии времени участвуют различные анализаторы, на­иболее важными являются слуховые и кинестезические. Восприятие продолжительности событий в значительной мере определяется ха­рактером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта.

Восприятие времени зависит также от характера деятельности, которую человек в данный момент выполняет, мотивации, устано­вок и ожиданий приятных или неприятных событий. Механизм вос­приятия человеком времени часто связывают с биологическими ча­сами - определенной последовательностью и ритмикой биологичес­ких обменных процессов, происходящих в его организме. В качест­ве биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.

Восприятие движения - это отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени (отражение направления и скорости). Восприятие движения обеспечивается соответствующи­ми движениями глаз, дифференцировкой объекта (фигуры) от фона и совместной работой нескольких анализаторов (чаще зрения и ки­нестезии). Наличие или отсутствие движения в поле зрения конста­тируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящи­ми в нейро-физиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса).